Фильм «Разум и чувства» 1995 года – экранизация известного одноименного романа британской писательницы Джейн Остин. После нашумевшего мини-телесериала «Гордость и предубеждение» того же 1995 года этот фильм по праву считается лучшей адаптацией творения прославленной романистки. Замечательная английская актриса и сценаристка Эмма Томпсон несколько лет трудилась над сценарием и прекрасно справилась с этой непростой задачей, за что получила Оскар и Золотой глобус. Благодаря ее стараниям плотный текст Джейн Остин был адекватно перенесен на экран и заиграл новыми, доступными для современного зрителя красками.
Несомненной удачей сценария стало расширение роли третьей, младшей сестры Маргарет. В романе эта девочка является проходным персонажем. Томпсон сделала ее запоминающейся героиней, наделив ее чертами сорванца. Правда, под пером Томпсон изменения претерпела старшая сестра Элинор. В книге эта сдержанная и рассудительная леди остается верной себе до конца и даже в минуты потрясения не теряет голову. В фильме же девушка в момент решающего объяснения со своим молодым человеком потеряла над собой контроль и разразилась рыданиями. Очевидно, Томпсон, которая сыграла Элинор, сочла, что такое поведение героини понятнее современному зрителю.
По неизвестной причине в фильме отсутствует сцена раскаяния отрицательного персонажа Уиллоуби. Таким образом, под пером Томпсон этот молодой человек получился более неприглядным, чем в романе Остин. В остальном же фильм аккуратно следует за текстом первоисточника. Актеры подобраны очень удачно, особенно хороша юная Кейт Уинслет в роли средней сестры – эмоциональной, чувственной Марианны. Пару ей составил маститый Алан Рикман в роли полковника Брэндона.
Но к сожалению, картина – несмотря на всеобщее признание и награды – не имела такого же оглушительного успеха, как экранизация романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение». В отличие от этого нашумевшего мини-сериала, который буквально фонтанирует яркими красками и энергией, «Разум и чувства» – спокойная, размеренная история, выдержанная в мелодраматичном, местами – меланхоличном тоне. В фильме нет изюминки, сценарию явно не хватило огонька. Впрочем, это ничуть не умаляет достоинств картины, которая, безусловно, заслуживает просмотра – хотя бы для общего развития.