Произошедшие четыре века назад события и их последствия глубже, значительнее, поучительнее, чем их воспринимают многие наши соотечественники. Это была борьба за свою землю, за сохранение идентичности, за свою веру. И во главе народного движения за освобождение России от захватчиков встала тогда Церковь.
Продолжая углубляться в историю преодоления Смуты, давайте посетим памятные места Москвы, связанные с празднованием Дня народного единства.
Претерпевший до конца
В разгар Смутного времени, когда в Тушине под Москвой стоял лагерем второй Лжедмитрий, а в Кремле сидел не избранный, но «выкрикнутый» царь Василий Шуйский, поляки тайно послали московским боярам письмо, в котором предложили боярам избрать на русский престол королевича Владислава, сына польского короля Сигизмунда III. По уверениям авторов послания – гетманов Сапеги и Жолкевского − Владислав перед восшествием на престол готов был принять православную веру. В июле Василий Шуйский был низложен, а через несколько месяцев бояре пустили в Кремль польские войска.
Патриарх Гермоген настоял на подписании «договорной записи» с поляками, которая резко ограничивала возможности Владислава по изменению духовного и политического строя России. А после того, как польский король Сигизмунд III нарушил условия договора и сам захотел, будучи католиком, занять русский престол, именно патриарх Гермоген с декабря 1610 года начинает рассылать по всей России грамоты с призывом к народу встать на защиту Православия и изгнать польских захватчиков из Москвы.
Можно утверждать, что святитель Гермоген стал знаменем восстания. Поляки понимали значение личности патриарха для русского народного движения сопротивления. В начале 1611 года его арестовали и заточили в темницу, а затем, в феврале 1612 года, уморили голодом.
Горячий отклик грамота патриарха нашла в Рязани, где воевода Прокопий Ляпунов начал собирать патриотов русской земли для похода и освобождения Москвы от интервентов. Первое ополчение прибыло к Москве весной 1611 года. Жители Москвы, узнав о том, начали всеобщее восстание. Поляки устроили резню на улицах, но в конце концов оказались окруженными со всех сторон. Тогда они подожгли город, и благодаря этому сумели уйти в Кремль и Китай-город, под защиту мощных стен.
Однако решительной победы первому ополчению добиться не удалось: после убийства Ляпунова казаками войско фактически утратило боеспособность и распалось, хотя его остатки под руководством казачьего атамана Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого по-прежнему стояли под Москвой.
Второе ополчение
Далее мы проследуем мимо Исторического музея, через Красную площадь к памятнику Минину и Пожарскому. Эта скульптурная группа, созданная Иваном Мартосом в 1818 году, расположена перед собором Василия Блаженного. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский являлись руководителям Второго народного ополчения, которое и принесло освобождение России от польской интервенции в Смутное время.
Монумент был изготовлен в Санкт-Петербурге и доставлен в Москву водным путем. Впервые в Европе была целиком отлита столь большая медная композиция. Изначально памятник был установлен в центре Красной площади и только в 1931 году перенесен к собору Василия Блаженного.
На гранитном пьедестале памятника высечены рельефные изображения. Передний горельеф изображает граждан-патриотов, жертвующих свое имущество на благо Родины. Слева − сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей. Задний горельеф изображает князя Пожарского, гонящего поляков из Москвы.
Второе ополчение начало собираться в сентябре 1611 года, когда "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом: "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело".
Возглавить войско предложили 30-летнему новгородскому князю Дмитрию Пожарскому. По его желанию для распоряжения казною ополчения при воеводе был поставлен «выборный человек всею землею» – Кузьма Минин.
В сентябре Второе ополчение прибыло к Москве. Войска гетмана Ходкевича, рыскавшие по русской земле, не раз пытались соединиться с польским гарнизоном, контролировавшим Московский Кремль. Но ополченцы успешно отбивали атаки войск Ходкевича. В решающем кровопролитном сражении проявил доблесть Кузьма Минин, который с небольшим отрядом конных ополченцев внезапно напал на передовые отряды поляков и посеял в их рядах панику.
Китайгородская стена
Польский гарнизон в столице продолжал занимать Кремль и Китай-город – его «владения» к тому времени ограничивались Китайгородской стеной, пристроенной к Беклемишевской и Арсенальной башням Кремля в 1538 году.
До наших дней сохранился лишь фрагмент стены в Китайгородском проезде − основная ее часть была разрушена в годы советской власти
В 1612 году русскому воинству пришлось испытывать на прочность оборонительные укрепления своей же столицы. 4 ноября под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, и польский гарнизон был вынужден отступить в Кремль. Через четыре дня командование польского гарнизона подписало капитуляцию и выпустило из Кремля московских бояр и других знатных лиц.
Никольская башня Кремля
Через ворота этой башни победившее народное ополчение торжественно вступило в Кремль.
Никольская башня построена в 1491 году по проекту итальянского архитектора Пьетро Антонио Солари. В 1806-м башня была капитально перестроена: надстройка над четвериком была заменена готическим верхом-восьмериком с высоким белокаменным шатром и ажурными украшениями.
Восстанавливалась башня в 1816-1819 годах по проекту архитектора О.И. Бове. Белокаменный шатер тогда был заменен железным на каркасе, а по углам четверика установили четыре белокаменных башенки-фиала для дополнения готического облика.
В время революционных событий 1917 года надвратный образ святителя Николая был изрешечён пулями и осколками, но сам лик не пострадал, что верующими москвичами было воспринято как чудо.
В советские время образа на башне видно не было, но оказалось, что он не пропал, а просто был закрашен.
В наше время надвратная икона Николы Можайского была обретена и отреставрирована. Обновленный образ был торжественно открыт и освящен 4 ноября 2010 года.
Казанский собор
Казанская икона Божией Матери находилась со Вторым ополчением во время освобождения Москвы. Готовясь к штурму Китай-города, русское воинство три дня постилось и молилось пред образом Царицы Небесной о победе. После изгнания поляков из Москвы святыня была поставлена в церкви Введения на Лубянке − приходском храме Пожарских, чьи хоромы стояли неподалёку.
Каменный храм для размещения «лубянского» списка иконы был построен на средства царя Михаила Фёдоровича и освящён патриархом Иоасафом I в 1636 году.
Празднование Казанской иконе Божией Матери 22 октября (4 ноября по новому стилю) установлено в 1649 году как день благодарности Пресвятой Богородице за Ее помощь в освобождении России от поляков, ознаменовавшем окончание Смутного времени.
В послереволюционное время было принято решение об уничтожении храма, исполнено оно было в 1936 году, в разгар сталинской реконструкции района Манежной площади. На этом месте был выстроен павильон в честь III Интернационала.
После разрушения собора почитаемый список Казанской иконы Божией Матери был перенесён в Богоявленский Елоховский собор. В 1990−1993 годах Казанский собор воссоздали первоначальных формах.