Найти в Дзене
bookworm-from-russia

На что способна умница?

Название зацепило, стало интересно.

Оказалось, что умницы в этой книжке образца начала XX века. Суфражистки. Так получилось, что с этим термином я сталкивалась дважды, оба мимоходом. Было это в подростковой книге «Говори» и детско-подростковом фильме «Саманта: Каникулы американской девочки».

А тут взрослый роман. Надо читать!

Обложка, кстати, тоже прикольная. Дескать, мир перевернем, если понадобится.
Обложка, кстати, тоже прикольная. Дескать, мир перевернем, если понадобится.

Здесь знакомство получилось более близким. Параллельно рассказываются две истории, начинаются они накануне Первой мировой войны.

Первая из них – о девушке Ивлин. Она заканчивает школу и мечтает учиться в университете. Но отец категорически против. Мать никто не спрашивает, но она тоже считает это лишним. Соглашается только потенциальный жених Ивлин, а пока друг семьи, Тедди. Да и то больше из солидарности, как мне кажется. Но он хотя бы не считает, что женщины неспособны к учебе. Просто это не принято.

-3

Сразу уточню. Подобная упертость в девушке того времени – вещь полезная. Не будь ее, Ивлин бы спокойно вышла замуж, нарожала кучу детей, и книжка бы закончилась, даже не начавшись.

Вторая история – о Мэй и Нелл. Первая – дочь респектабельной женщины. Насколько может считаться респектабельной сражающаяся за права суфражистка. Нелл – это девушка Мэй. Да, Салли Николс решила затронуть и тему сексуальных меньшинств.

Интересно, были ли однополые отношения запрещены в 1914? Я знаю, что «разрешили» их в 60-ых, и то мужчинам, о женщинах речи не шло. Но когда издали законопроект о запрете? Может, в начале века их и вовсе как бы не существовало?

Нелл, кстати, бесит, что она не мальчишка. Она из бедной, почти нищей семьи. С детства братья играют, а она нянчит младших. Братья подрабатывают, а ее не берут. А если берут, то платят гроши.

В целом книжка увлекательная, особенно если с описываемыми аспектами истории незнаком, как я. Идут сражения, девушки участвуют в митингах, подвергаются гонениям, даже попадают в тюрьму. Голодают, теряют близких – куда без этого, война ведь.

Но в то же время не перестают надеяться, что когда-нибудь добьются своего и смогут получать такую же зарплату, как мужчины, а не в разы меньшую. Смогут влиять на политику. Смогут учиться и получать профессию не хранительницы очага, а любую. Если захотят. А если нет – станут женами и матерями.

Как говорили в упомянутом уже фильме, суфражистки борются за право, а не за обязанность. Хочешь – пользуйся, не хочешь – дело твое.