Мне кажется, что даже на правительство РФ никогда не обрушивалось столько критики от нашей самопровозглашенной российской интеллигенции, сколько обрушилось ее на Шамана за песню «Я русский». По крайней мере, Шаман в этом плане может составить достойную конкуренцию любому нашему государственному деятелю.
Особенно усердствовали в критике (порой принимавшей вид откровенных оскорблений и даже глумлений) наши бывшие музыкальные светила - Михаил Козырев, Артемий Троицкий и иже с ними. Отметился в «сознательном противодействии» и шоумен Александр Гудков (привет «Вечернему Урганту» и господину Эрнсту). Хотя почему именно его, Гудкова, так прорвало, сказать сложно.
Михаил Козырев, кстати, особенно расстарался в комплиментах Гудкову, написав, что пародия шоумена – «отличный ответ этой пафосной шаманской» песне, добавив, что положительные отклики людей на песню «Я русский» - это всё вследствие «народной узости».
Любопытно, что основной претензией того же Козырева стала не музыкальная составляющая песни Шамана, а словесная. Хотя казалось бы: Козырев работал именно с музыкой. И оценивать композицию он должен был бы комплексно, как сочетание музыки и слов. И я бы поняла еще, если бы Козырев назвал песню «попсой» или чем-то подобным. Это хотя бы говорило о том, что Козырев оценивает песню с точки зрения песни, композиции, хита.
Однако здесь, на мой взгляд, другое. Здесь основная претензия наших бывших властителей умов – в посыле песни. В том, что именно заложено в ее смысл. Ведь если взять текст самой композиции, просто прочитать слова, то там нет ничего плохого, или недопустимого, или непотребного. Это не примитив, не «текстовая лобода». Это вполне нормальный, даже очень нормальный для поп-композиции текст. Да даже если сравнить его с каким-нибудь хитом Сергея Шнурова, например с «Супер гуд», то, при всем уважении к Сергею Владимировичу, текст Шамана выглядит гораздо убедительнее.
Поэтому не на качество текста, конечно же, так остро среагировала наша «культура в изгнании». Повторюсь: они среагировали на ПОСЫЛ. Ведь раньше все наши светлоликие что внушали нам, своей публике? Русский – это стыдно. Это то, что нужно скрывать. Каяться и плакать, плакать и каяться (иноагент Тамара Эйдельман до сих пор призывает нас в своих соцсетях именно к этому – каяться, каяться, каяться…). Коли уж угораздило тебя родиться русским, то хотя бы (если в тебе есть хоть одна капля таланта и ума) поругивай, что ли, эту никчёмную страну, попинывай ее, и чем оригинальнее с творческой точки зрения ты будешь это делать, тем более рукопожатным ты станешь в среде таких же вот несчастных умных талантов, которых тоже угораздило, как и тебя.
А Шаман взял – и прямо с плеча рубанул: «Я русский, и мне повезло». В среде требующих вечного нашего раскаяния это, естественно, вызвало подрыв музыкально-песенной бомбы. Как это так «мне повезло»?! Да он же всю работу, которая проводилась с русскими всё это время, ставит под угрозу срыва! Если так дело пойдёт и дальше, то эти русские, пожалуй, ещё вспомнят про воинскую честь и офицерскую доблесть, а там дойдёт и до того, что русские начнут называть себя народом-победителем!
Поэтому уехавшие и начали реагировать столь болезненно. Потому что Шаман портит плоды их трудов. А ведь в это вложено столько сил и средств…
п.с. А то, что Шаман в публичном пространстве никак не отреагировал, - это правильно. Это самая правильная реакция.