Найти тему
Две Войны

Как работала геббельсовская пропаганда на оккупированных советских территориях? 5 главных плакатов

Во Второй мировой войне противники пытались добиться победы не только на полях сражений, но и в информационном пространстве. Йозеф Геббельс создал мощнейшую пропагандистскую машину. Она за считанные годы смогла превратить почти всех граждан Германии в убеждённых сторонников нацистской идеологии, готовых на любые преступления в отношении других народов.

Все плакаты, указанные в статье используются только в познавательных целях. Автор осуждает нацизм, а военные преступления нацистов подтверждены международным трибуналом.

Недаром и сейчас наглую и изощрённую политическую рекламу образно называют «геббельсовской пропагандой». С началом гитлеровского вторжения немецкая машина агитпропа была в полную силу развёрнута в сторону СССР.

Ранее специалисты Геббельса уже обработали своих граждан. Были выпущено множество агитационных материалов, расчеловечивающих русских людей. Их показывали нищими, озлобленными, кровожадными варварами, жаждущими накинуть "ярмо большевизма" на всю Европу. Потом«чёрный пиар» Геббельса начал усердно обрабатывать жителей оккупированных территорий СССР.

Пропагандисты Третьего Рейха старались вбить клин между народами СССР, внушить им враждебное отношение к русским, над которыми якобы закулисно властвуют большевики.

Люди Геббельса умело использовали недостатки и перегибы большевистского строя. Они нагло лгали, что Германия несёт жителям СССР освобождение от рабского труда на государство. Вот несколько плакатов, показывающих геббельсовскую казуистику.

№1. Мчится тройка

На этом плакате Россия представлена в виде повозки, в которую запрягли простых трудящихся. Они нищие, измождённые, в залатанной одежде, со связанными руками. Колесницей, на которой едет Сталин. Он погоняет народ хлыстом «НКВД».

Этот плакат указывал жителям СССР на их бесправное и рабское положение «рабочего скота» большевистского государства. Цель: дискредитация правительства, настроить народ против советской власти.

Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.

№2. В Германию – за лучшим будущим!

Угонять людей в Германию, чтобы использовать их там как бесплатную рабсилу, немцы начали с самых первых месяцев войны. Но этот факт пропаганда преподносит как позитив: бывшие советские граждане с чемоданами едут в своё «лучшее будущее»!

Немцы пытались внушить жителям оккупированных территорий мысли о мирном труде на благо Германии и всей созданной ею новой Европы. Труда, который будет выгоден и самим бывшим советским гражданам.

Отработав в Германии – технологически более развитой стране, они якобы получат профессию, которая поможет им, когда они вернутся, сделать достойную карьеру. Разумеется, что немцам просто нужна была рабочая сила для увеличения объёмов производства. Цель: обманным путем увеличить количество рабочих рук в оккупированной Европе.

Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.

№3. Стена разрушена!

Этот плакат делает упор на то, что СССР был закрытой страной.

После прихода немцев народ Советского Союза узнал, что можно жить иной, более свободной и благополучной жизнью, и перед ним якобы открылись новые перспективы. Цель "стандартная", настроить людей против советской власти.

Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.

№4. Пусть крепнет дружба братских народов!

В Украине живут самые красивые и весёлые девушки – об этом вся Европа знает. А плакат иллюстрирует, с кем эти девушки якобы ищут дружбы.

Нацистская пропаганда старалась внушить украинцам: дружественные и братские вам народы – за западной границей республики, а не за восточной! Цель посеять сепаратистские настроение на украинских территориях, а также привлечь в ряды полицаев-коллаборационистов как можно больше людей.

Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.

№5. Радуйтесь, народы Кавказа: вы свободны!

А этот продукт агитпропа адресован кавказским народам.

Егерь вермахта трубит в рожок, якобы возвещая начало новой жизни для них. СССР больше нет: теперь у каждого из вас якобы своя независимая родина. Цель плаката всё та же, как и на украинских территориях.

Разумеется, жители оккупированных территорий не верили таким плакатам: слова оккупантов значительно расходились делом.

⚡Зондеркоманда СС «1005-Центр»: их задания были настолько засекречены, что они ликвидировали своих же сотрудников

Фото в свободном доступе.
Фото в свободном доступе.

А в продолжениях этой статьи мы рассмотрим, какие плакаты и даже комиксы использовали немцы в пропагандистской войне против красноармейцев и партизан.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграм. Пишите своё мнение!

Как Вы считаете, насколько эффективной была пропаганда Геббельса?