Найти в Дзене
RBI. Строим искусство

Паблик-арт: как искусство проникает в повседневную жизнь города

Чтобы увидеть объекты современного искусства, необязательно идти в музей. Точнее так – лучше идти вовсе не в музей – в XX веке искусство вышло на улицы, да и где еще можно найти столько зрителей.

Термин паблик-арт – общественное искусство – появился в США в середине 60-х годов, хотя само по себе оно, без сомнения, существовало и до этого. Например, в советское время еще с 20-30-х годов на улицах начали появляться многочисленные плакаты, скульптуры пионеров, горнистов и пр. Можно спорить об их художественной ценности, но тем не менее, свою функцию они выполняли. Да в конце концов, камни Стоунхенджа или египетский Сфинкс – тоже своего рода инсталляции.

Искусство – в массы

Есть несколько основных признаков паблик-арта: во-первых, объект искусства общедоступен, во-вторых, он создается специально для демонстрации в этом месте и вписывается в городскую или природную среду, в-третьих, он рассчитан на неподготовленного зрителя.

Можно выделить несколько видов паблик-арта, в первую очередь, по месту размещения или типу самого объекта. Ленд-арт – то, что размещается на природе, стрит-арт – объекты на улицах города, муралы – роспись стен домов. Скульптура и даже виртуальное искусство тоже может быть паблик-артом. В общем, как написала американский культуролог Элеонора Хартни в книге в книге «City Art: New York’s Percent for the Art Program»: «В наше время Public Art включает в себя все: от приготовленной художниками еды и организации художниками прогулок в парках до текстов, напечатанных на коробках из-под молока, и танцевальных выступлений среди грузовиков с мусором».

Среди мировых объектов стрит-арта можно вспомнить геометрические скульптуры Дэвида Смита. Гордон Матт-Кларк и вовсе ничего не создавал, а наоборот – разрушал, и это тоже паблик-арт. А Христо Явашев и Жанна-Клод де Гийебон прославились тем, что упаковали множество масштабных зданий, включая Рейхстаг в Берлине. Объекты паблик-арта становятся символами городов, например, Клауд Гейт («Облачные врата») Аниша Капура в Чикаго или скульптура LOVE в парке в Филадельфии.

Cloud Gate (облачные ворота) в чикагском парке Миллениум
Cloud Gate (облачные ворота) в чикагском парке Миллениум

Любит – не любит

Чаще всего, конечно, о паблик-арте говорят как о каких-то материальных объектах. Иногда они возникают стихийно, и тогда остается надеяться только на лояльность жителей и властей – тогда они могут стать постоянной частью ландшафта, а могут быть безжалостно уничтожены и закрашены. Например, в Петербурге особенно неласково обходятся с граффити – не так давно на улице Маяковского закрасили изображение Даниила Хармса на доме, где жил поэт. Его должна заменить световая проекция.

Один из примеров удачно вписавшейся в ландшафт «народной» скульптуры – это Венера Коломенская в Дровяном переулке. Она появилась там несколько десятилетий назад, стала, можно сказать, символом района, а в 2021 году местные жители собрали 300 тысяч рублей на то, чтобы ее реконструировать – вот уж действительно «общественное» искусство получилось.

Венера Коломенская в Дровяном переулке.
Венера Коломенская в Дровяном переулке.

Управляемый процесс

Для жилых районов паблик-арт – это возможность добавить ярких красок в окружение жителей. Пожалуй, самый простой, но не менее эффектный от этого способ – это роспись стен или муралы. Например, многим знакомо изображение 22-метрового космонавта на стене жилого дома в Берлине. Его создал датский художник португальского происхождения Виктор Аш в 2007 году во время фестиваля уличного искусства. В Брюсселе еще в 1991 году был запущен проект «Пробег комиксов», и уже более 40 стен домов в этом городе украшают не просто граффити, а целые истории в картинках.

В отечественных реалиях такие проекты позволяют превратить условную «Третью улицу строителей» во что-то неординарное. Именно однообразные районы советской застройки наиболее выигрывают от появления стрит-арта. Процитируем психолога Ларису Суркову (https://lenta.ru/articles/2015/11/25/publicart/): «В скучных и темных кварталах стрит-арт может быть даже хорошим способом в борьбе со страхами, если использованы позитивные изображения, конечно. Красочные рисунки на асфальте, например, — хорошее средство от страха темноты».

Получается, что стрит-арт, изначально возникший как протестное движение, становится более «одомашненным». Девелоперы не хотят ждать милости от природы – то есть от случайной фантазии творцов, которая может не совпадать с их видением прекрасного. Конечно, если заказчиком выступает девелопер, то художник уже, скорее, выражает не свою личную позицию, а концепцию жилого комплекса. В выигрыше все: жители получают неординарный жилой комплекс, застройщики – выигрывают конкуренцию, город становится ярче, а искусства во Вселенной становится больше.

Мурал в Севкабель Порт
Мурал в Севкабель Порт

Дом как арт-объект

Паблик-арт в современных жилых комплексах – это заранее спланированная акция. Т.е. застройщик заранее рассчитывает на определенный эффект от росписи стен, установки каких-то скульптур и других МАФов – малых архитектурных форм. Причем приемы могут быть разными даже у одного застройщика.

Например, в студии Артемия Лебедева специально для жилого комплекса Ultra City компании RBI был создан красивый и функциональный арт-объект, сочетающийся по стилю с архитектурой самого дома. Внешне он напоминает аккуратно срезанную с яркого фрукта кожуру: то ли зеленое яблоко, то ли оранжевый апельсин, то ли желтый ананас – то ли все сразу и лента Мебиуса в одном флаконе. Бетон выкрашен в яркий цвет, а с одной из сторон он покрыт деревом. Поэтому можно просто смотреть на витки разной высоты с разных ракурсов, а можно залезть на него, полежать, опереться, сфотографироваться для соцсетей – куда ж без этого в наше время. В этом еще один плюс таких уличных арт-объектов - никто не вешает на них табличку «трогать руками запрещено», не огораживает от зрителей ленточкой и не сажает рядом строгую смотрительницу.

Арт-объект Артемия Лебедева рядом с ЖК Ultra City
Арт-объект Артемия Лебедева рядом с ЖК Ultra City

Арт-объектом в жилом комплексе может стать и здание из прошлой эпохи при бережном включении в состав современной застройки. Например, водонапорная башня бывшего Товарищества Охтинской бумагопрядильной мануфактуры 1900-го года постройки – единственное, что от этой мануфактуры сохранилось до наших дней благодаря статусу объекта культурного наследия. При этом башня не просто стоит посреди квартала между ЖК «Четыре горизонта» и «Домом на излучине Невы» – краснокирпичное сооружение, характерное для промышленной архитектуры рубежа веков, можно сказать, задало тон для всей застройки на пересечении Свердловской набережной и Пискрёвского проспекта. А украшающее башню граффити – это моментальная отсылка к промышленному прошлому этого берега Невы.

Водонапорная башня во дворе ЖК "Четыре горизонта".
Водонапорная башня во дворе ЖК "Четыре горизонта".

В проекте Futurist на Левашовском проспекте для оформления такой банальной вещи как ниши для блоков кондиционеров использованы металлические решетки в виде пшеничных колосьев, созданные по эскизам архитектора Евгения Герасимова скульптором Владом Маначинским, автором обелиска «Свеча памяти» в Иерусалиме. Эти колосья – прямая отсылка к истории места, ведь здесь находился Левашовский хлебозавод, работавший даже в годы блокады. Кстати, здание самого завода, построенное в стиле конструктивизма и сейчас бережно восстанавливаемое застройщиком, вполне можно считать отдельным арт-объектом.

Декоративные элементы на фасаде клубного дома Futurist.
Декоративные элементы на фасаде клубного дома Futurist.

Арт-объекты появляются не обязательно в домах в историческом центре или рядом с ним. Например, в арке «Дома на набережной» в Невском районе размещены лайтбоксы с историческими фотографиями этих мест, а возле дома – восстановленные старинные часы.

Часы в ЖК "Дом на набережной"
Часы в ЖК "Дом на набережной"

Публичное искусство, как мы убедились, может быть разным, и продолжать можно бесконечно... Не всегда и не всем оно может нравиться – но привлекает к себе внимание безусловно. Как вы относитесь к паблик-арту? Хотели бы, чтобы рядом с вашим домом был такой объект?