«И так прекрасно возвращаться
Под крышу дома своего!»
Нам с Валей одновременно пришли в голову эти строчки, пока сидели в зоне вылета стамбульского аэропорта и ожидали рейс на Москву, завершающий полет. Летели из Аликанте долго, с остановкой по делам на три дня в Берлине.
Возвращаемся из закрытой Европы. Ну, коли возвращаемся, значит все-таки полузакрытой. Пока?
Давно такой радости от возвращения домой не испытывали. Хотя известно — и верно: в гостях хорошо, а дома лучше. Всегда, но сейчас — особенно остро чувствуется радость возвращения домой.
Как добирались и о первых днях в Испании писал здесь.
Теперь, после почти полуторамесячного пребывания можно и подвести итоги поездки.
Как всегда, помимо отдыха на море (погода была замечательная все время) проехались по Испании: побывали в Мадриде,
съели поросенка в Сеговии,
проехали по региону Рибера дель Дуэро, где делают самые испанские вина. Посетили два прелестных городка и один из самых известных замков Кастилии-Леона.
В завершение провели несколько дней в Берлине, три с лишним года не были.
Какие общие впечатления? Разноплановые. Пройдусь по основным пунктам, о чем чаще всего спрашивают.
Как там жизнь? Идет нормально, без эксцессов, что хорошо.
Хотя видно угасание: аэропорты работают вполсилы, цены на авиабилеты ВНУТРИ Европы поднялись минимум в два раза, народу на улицах и в магазинах меньше, торговые точки закрываются...
Упадок медленный, не критичный, но заметный для нас, мы двадцать с лишним лет в Испанию и Берлин регулярно ездили, можем сравнить. Больше бросаются в глаза нищие и бездомные.
В крупных городах: Мадрид, Аликанте, Берлин — везде стройки.
Это хорошо, в период кризиса инфраструктурные работы полезны, сохраняют рабочие места, да и городскую среду улучшают. В прошлом году тоже было в Будапеште везде перерыто... Но вот что неприятно поразило — так это сильный запах, вонь в Берлине от канализации. В центре — на Кудам, Унтер ден линден. Так заметно, что даже решил написать. Может связано со строительными работами, раньше такого не замечал. В южных странах, в старых городах, летом — да, обычное дело, но в Берлине осенью... И новый берлинский аэропорт не понравился, хотя большой и блестящий, по берлинской моде, сплошное стекло, но есть в нем какая-то бестолковость, неудобный он какой-то. Наверное, недаром его 8 лет после завершения всех работ не могли запустить.
Какое отношение к нам, русским? Везде было безупречным, что в Испании, что в Германии. Нигде и никогда мы не чувствовали какой-либо враждебности или неприязни. Только дружелюбие и корректность. Например, в магазинах продавцы, зная, что существуют ограничения по сумме на вывоз товаров, сами предлагали разбить счет, чтобы не попадал под ограничения. (Но вот молодой парень-пограничник на ВЫЛЕТЕ из Берлина проявлял просто чудеса бдительности, минут пять изучал мой паспорт, а визу даже ногтем поковырял. Наверное, хотел меня в наказание в Германии оставить.)
Вообще, у нас очень сильно переоценивают «информацию» о том, что происходит в Европе. А в ней - всем в принципе наплевать на Украину, и что она там делит с Россией. Европейцы очень сильно зациклены на себе, думают, в основном, о себе любимых. Может и помитинговали маленько, было дело, а сейчас-то что... Если специально не подогревать интерес, то он давно бы совсем вышел.
И конечно, сразу же вопрос: а что же европейские лидеры так себя ведут, хорохорятся, несут невесть что про Россию? Все просто: ханжество и лицемерие давно уже стали отличительной чертой западных деятелей, всяких урсул, шольцев, макронов... Почему так? Не удивляйтесь — это она, развитая демократия. Да, да, Платон еще 2000 лет назад предупреждал («...наглость они будут называть просвещенностью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством.»), см. мою публикацию «Разгул демократии».
И в завершение еще одна цитата, необходимая для понимания, как там в европах. Вспомнилось из Вертинского:
«Тут шумят чужие города,
И чужая плещется вода,
И чужая светится звезда.
…
Тут живут чужие господа,
И чужая радость и беда.»
Намерено не продолжил цитату. Обычно делают упор на следующей, последней фразе, как главной: «И мы для них чужие навсегда!» Все верно, для Вертинского — так и есть, недаром он вернулся в Россию. Для текущих и будущих уезжантов — она тоже главная, читайте и не говорите, что не знали, как оно обернется.
Но для нас, остальных, мне кажется более важной предыдущая фраза — про чужую радость и беду.
Когда мы оцениваем жизнь в европах: нравится — не нравится, почему у них так, обычно упускаем из виду, что это ИХ, а не наша жизнь. Вдумайтесь: это ИХ радость и ИХ беда... Откуда следует, что мы эти радости и беды поймем, а тем более разделим? Они — эти чувства — для нас ЧУЖИЕ. Поэтому и не стоит подходить с НАШЕЙ меркой к тому, что происходит в Европе сейчас — да и происходило раньше. Это другое, ЧУЖОЕ.
Их теперешние интересы и пристрастия, да хотя бы то же всемерное проталкивание, навязывание идей LGBT — это ИХ то ли радость, то ли беда — пусть сами решают, судят. Что нам до этого? Как и до их отношений с шольцами и макронами и прочими бербоками...