Евгений Яковлевич СЛОДКЕВИЧ, генеральный директор ООО «Фирма «Радиал»
В этом году исполнилось 40 лет с той поры, когда я посетил любительскую радиостанцию UK3AAW при отделении ДОСААФ Перовского района г. Москвы. Как писали в журналах «Радио», радиолюбительство очень многим дало «путёвку в жизнь». Так и моя судьба до сих пор неразрывно связана с радиосвязью. Но сейчас радиолюбителей стало в разы меньше, и между ними, с их знаниями и опытом, и простыми гражданами – огромная пропасть. В последнее время я задумался: «Почему такая несправедливость?» Радиолюбители продолжают вариться в своём котле, в то время как простые граждане остаются без радиосвязи и, глядя на первых, даже не догадываются: «А что, так можно было?»
Вот только один из примеров из моей жизни. Дело было зимней ночью в тайге на забытой богом автодороге в сторону Николаевска-на-Амуре. Подъехав к огромной луже от тёплого источника (а воздух –200С), в свете фар мы видим несколько человек, собравшихся около рейсового автобуса. Бедняга провалился в промоину и не мог выбраться из ледяной ямы. Ему бы передать сообщение на коротких волнах своему диспетчеру, запросить техпомощь и вызвать другой автобус для пассажиров. Но на вопрос, почему бы не сделать это, слышим: «Здесь связи нет». Звучит примерно так же, как, заглядывая в морозилку, сказать: «Еды здесь нет». Вытащи, разморозь и приготовь! «Тут вам не ресторан», – говорили нам в советских пионерских лагерях. Вот и сейчас, смею заметить, над нами всё та же ионосфера, а значит, связь!
Что случилось с людьми, куда подевались радиоинженеры из ВУЗов? Их больше нет!
В наши дни институт связи (не ВУЗ, а отрасль человеческой деятельности), все акценты делает на коммерческие проекты, приносящие доход. В то же время обычная радиосвязь, как естественное яв-ление природы, вниманием обделена.
Типичный пример – автомобильные антенны на КВ с заоблачными ценами. Но такие антенны нужны далеко не всем, они универсальные, поэтому и дорогие. А ведь для связи можно обойтись антенной в 100 раз дешевле! Однако тысячи машин различных служб уезжают за сотни километров, прерывая общение со своим руководством.
Если запрашивают антенны, то почему-то под радиостанции, типа, «чтобы она была довольна». А что при этом связи не будет – не догадываются. Да и откуда взяться пониманию, если у каждого в кармане говорящая коробочка. Даже обычные помехи в радиостанциях молодёжь уже удивляют.
Самый популярный вопрос у пользователей: «Почему у нас нет связи?» Прошу показать, как выглядит дисплей их радиостанции, мне присылают видео, а там помеха на полшкалы. Конечно, не будет приёма в таком месте! Да и частота, как выясняется, не оптимальная для этого времени суток и расстояния.
Злую шутку играют так называемые тендеры, где техническое задание отодвинуто на задний план, а главную роль играет цена. Парни-пожарные, получив закупленное оборудование, десять раз проклянут тех коммерсантов, которые подсунули им китайскую «недоантенну» отвечающую параметру низкого КСВ и прошедшую по каким-то баллам, не имеющим отношения к радиосвязи.
Не пора ли вернуться к знаниям о радиосвязи, а не довольствоваться только готовыми сотовыми телефончиками с иллюзией, что это и есть единственный тип связи? В городах, в зоне комфорта – да, это удобно, бесспорно. Самое время осознать, что в городах уже всё создано, а у страны огромные территории, которые ещё многим поколениям придётся осваивать.
И, конечно, радует тенденция, что радиосвязью интересуются многие некоммерческие организации – поисково-спасательные отряды и добровольные лесные пожарные по всей стране. Для них я и создаю учебно-полевую базу на территории полигона нашей фирмы, где кроме знакомства с приёмо-передатчиками XX века можно набраться опыта на любительской радиостанции, ознакомиться с разнообразием антенн и узнать о правильном выборе частот, а также о том, что мешает организации качественной радиосвязи. По вопросам участия в обучающих программах обращайтесь в «Фирму «Радиал».
ООО «Фирма «Радиал»
тел.: +7 (495) 775 4319
e-mail: radial@radial.ru
#радиосвязь
#радиал
#радиостанция
#досааф