Найти тему
Aella

Вампиры Перумова: расовый фактор

Уфф. Наконец-то я дочитала "Хранителя мечей" (а это сага как бы не почище "Отблесков" Камши, с одним маленьким важным нюансом - она закончена). Ладно, на самом деле, здесь есть еще один важный нюанс - "Хранителя" читать интересно почти до самого конца. Он постоянно подкидывает множество магически-психологических штук, над которыми хочется подумать, а иногда и восхититься.

Одной из таких штук является тема вампиров. Несмотря на то, что среди них нет ни одного главного персонажа, все второстепенные, иногда глубоко второстепенные, Перумов все же умудрился разбить их на две явно прослеживающиеся категории:

  • вампиры, которые при жизни были людьми;
  • вампиры, которые при жизни были эльфами.

Расовое разделение тут реально важно, потому что на проверку это совершенно разные системы ценностей, из которых исходят разные стратегии поведения. Без исключений в рамках одной расовой категории. И даже персонажи без имен, которые мелькают в единственной сцене (а в масштабах всего цикла это вообще ни о чем), эти закономерности подтверждают.

Для особо щепетильных: дальше будет некоторое количество спойлеров к сюжету)

Итак, вампиры, которые были людьми. Активно действующих представителя, с именами, прописанной личностью и так далее, два - старый-сильный-могущественный вампир Эфраим и Мегана, его создание, Дочь во Тьме, можно называть, как угодно, суть ясна. Несмотря на то, что Мегана отмечается, как "полувампирша", в тексте напрямую прописано - её становление полноценным вампиром вопрос времени.

Что делает эта парочка? Она занимает активную социальную позицию. Назвать это как-то иначе я затрудняюсь. Оба энергично спасают мир в силу своих возможностей, не жалея крыльев и клыков. Буквально. Укус во имя добра - их метод. Хотя не только укус, конечно - если у Эфраима в силу возраста прокачаны специфически вампирские навыки (чуть было не написала "дисциплины", привет, Маскарад), то Мегана до превращения в вампира была одной из сильнейших волшебниц того самого мира, который они спасают. Это важное уточнение, потому что у Перумова этих миров...

Соответственно - они взаимодействуют с обычными людьми. Причем в конечном итоге с более-менее равной позиции. Эфраим в какой-то момент становится частью команды, где все по-своему круты, у Меганы есть напарник в лице любимого мужчины-человека, тоже очень сильного мага. Это, кстати, коллекционная редкость - правдоподобно и органично прописанная пара человек/вампирша. Ладно, временно полувампирша, но глобально это мало что меняет.

А теперь внимательно смотрим на вампиров, которые были эльфами. Очень внимательно.

На спасение любого конкретно взятого мира и их совокупности они плевать хотели. Все. Во всяком случае, никаких побуждений в эту сторону не наблюдается ни у фоновых персонажей, ни у активно действующей Эйвилль. А вот побуждения в сторону "чего бы захомячить" прописаны на благородных некогда эльфийских лбах большими буквами. Личная истинная мотивация Эйвилль - испить крови богов. Все остальное ей не так принципиально. То же самое касается и некоторых "птенцов её гнезда".

Мотивация еще одной вампирши-эльфийки вызывает много вопросов за недостатком информации. Но, если собрать в кучу максимально достоверные факты - она работает на "злодеев". То есть, тех, кто как раз стремится миры опустошать. Зачем, почему - не очень ясно. Но, так как за той же Эйвилль замечено откровенное предательство, вызванное сугубо пищевыми интересами, аналогии можно провести. Аргументов "против" нет.

А вот аргументы "за" отчасти есть. Внимательно смотрим на эльфов не вампиров. Такие у Перумова представлены в ассортименте и тоже с разделением на категории, и тут интересны собственно эльфы, без приставки "темные" или дополнения "Дану". Что делают собственно эльфы, когда миру угрожает опасность?

Валят из мира нафиг. Прихватив всех своих. Совсем-совсем всех, даже мертвых (некромантия пятидесятого левела, я серьезно). Те, кто не "свои", им не интересен совершенно. И все то же самое можно увидеть у эльфов-вампиров - есть "свои", есть "не свои". "Не своему" можно разве что подчиняться, если он сильнее. Если он слаб - то и глотку перегрызть не зазорно. Обмануть, предать, использовать - тоже нормально.

В принципе, именно среди эльфов, за счет их относительной многочисленности, исключения есть. Но в целом это по какому-то признаку да отщепенцы, изначально отличающиеся от других представителей своей расы.

Здесь примечательно, что тот же Эфраим, вампир-человек, говорит за "Ночной Народ" в целом. И по изначальным характеристикам похож если не на формального, то на неофициального главу - самый сильный, самый старый. Про "мать эльфов-вампиров" Эйвилль уже было сказано, глава эльфов (именно собственно эльфов, не Дану и не темных) Вейде, свалив с подданными из одного мира, ищет другое место проживания, не отвлекаясь на попытки помочь кому-то еще, кроме своих. Но на Вейде хотя бы висит ответственность за кучу народу и это фактор смягчающий. Не до людей, своих бы эльфов пересчитать и никого не забыть.

Выводы?

Вампиры-люди у Перумова- гуд. Даже не нейтральны, хотя казалось бы.

Вампиры-эльфы - шовинисты в квадрате. Пересечение двух сравнительно малочисленных категорий закономерно дало результат "люби себя, девяносто девять и девять десятых процента населения всех миров хуже и ниже, чем ты". Служить сильным при этом можно, если поесть дадут.

И реально редкие магические способности, увы, такой подход не компенсируют. Эйвилль вот в буквальном смысле по небесной (или земной?) тверди размазало.

Ваша Аэлла.

#фэнтези #фэнтезикниги #русскоефэнтези #вампиры #вампирши #персонажикниг #сверхъестественное #книги #читаю #психологическийпортрет