Северный морской путь это важнейшая для страны транспортная коммуникация в Арктике. Он проходит через моря Северного Ледовитого океана (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и соединяет порты европейской части России с устьями судоходных рек Сибири и с Дальним Востоком.
Правительству необходимо обеспечить эффективную работу транспортных линий, в том числе Севморпути, для чего нужно рассмотреть вопросы производства новых судов ледового класса. Президент поручил обеспечить обслуживание судов и обработку грузов в портах Северного морского пути.
Начальник штаба морских операций ФГБУ «Главсевморпуть» Владимир Арутюнян сообщил о том, что на Северном морском пути возможен дефицит ледоколов.
Строительство новых ледоколов для обслуживания основных нефтегазовых арктических проектов обсуждается с 2017 года. Ранее в компании «Норильский никель» заявляли, что профинансируют строительство ледокола за счет собственных средств. О планах строительства ледокольного флота также сообщали в компании «НОВАТЭК».
На данный момент в строю находятся два новейших атомных ледокола проекта 22220 - "Арктика" и "Сибирь". В этом году встанет третий атомный ледокол «Урал». Еще два ледокола планируется спустить на воду в 2024 и 2026 годах. Они сразу будут направлены в те районы, которые в них нуждаются. Даже если эти суда будут сданы в срок, ледоколов не хватит для реализации планов по развитию Северного пути.
По договорам "Росморпортом" к работе на Северном морском пути могут при необходимости привлечь ледоколы «Капитан Драницын», «Красин», «Адмирал Макаров» и другие. Также активно обсуждается строительство дизельных ледоколов.
К 2030 году планируется увеличить группировку ледоколов на Северном Морском Пути минимум до 13 единиц. Об этом сообщил заместитель директора дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко. На эти цели планируется выделить из бюджета 118 миллиардов рублей.
В связи с осложнившейся геополитической и экономической обстановкой в стране, в планы по введению в строй новых ледоколов могут быть внесены изменения. Дефицит данного типа судов сдерживает потенциал развития Северного морского пути. Удастся ли реализовать задуманное - покажет время.