Ситуация на рынке промышленных комплектующих остается сложной. Некоторые отечественные производители не были готовы к тому, что европейские поставщики совсем перестанут отгружать им товары.
На данный момент есть две стратегии поведения. Первое – проявлять чудеса логистики, и всеми правдами и неправдами привозить европейское оборудование в обход санкций. Для этого задействовать “дружественные” государства Казахстан, Турцию, Китай. Вторая логика действий – это ставка на импортозамещение через обратный инжиниринг. То есть, разработку производства по уже существующим импортным образцам, которые нужно повторить.
Еще недавно Минпромторг собирался сконцентрировать свои усилия на нескольких ключевых отраслях, однако их потребности, скорее всего и дали понимание того, что импортозамещением предстоит заниматься и в смежных сферах промышленности.
Как пояснил первый заместитель главы Минпромторга Василий Осьмаков, речь идет, например, о локализации выпуска ключевых субстанций для производства жизненно необходимых лекарств, развитии универсальной компонентной базы для автопрома, «суверенизации» подвижного состава.
Разговор про импортозамещение идет с 2014 года, но реальный курс на отечественное производство начал оформляться только сейчас. У заказчиков оборудования появилось понимание того, что готовая технология, которая раньше приезжала из-за рубежа должна изучаться, копироваться, разрабатываться. Этим должны заниматься конструкторские бюро. Для того, чтобы в стране появлялись новые заводы нужны технологи, конструкторы, рабочие — нужны компетенции, знание материалов. Серьезные инвестиции в оборудование, производственные площади.
По оценкам Минпромторга, всего насчитывается более 300 позиций критических комплектующих — речь идет как о ножах для конвейеров кондитерских фабрик, так и о небольших двигателях, но для большинства из них возможно собрать и произвести российские аналоги.