Найти в Дзене
Право

Объективная сторона мошенничества

Объективная сторона мошенничества (ст. 159 УК РФ) выражается в альтернативных деяниях, последствии в виде имущественного ущерба, причинной связи и специфическом способе (обмане или злоупотреблении доверием). Альтернативные деяния определены в законе: 1) как хищение чужого имущества; 2) приобретение права на чужое имущество. Правом на имущество нужно признать любое право на вещь (как вещное, так и обязательственное), в том числе и право на получение вещи (например, безналичные деньги). Приобретение права нужно иметь ввиду как его оформление. В действительности мошенник, конечно же, никаких прав не приобретает, он лишь имитирует их, подтверждая несуществующие права документами или иным образом. Законодатель делает особый акцент на способе совершения мошенничества: для его характеристики в диспозиции ст. 159 УК РФ используется словосочетание «путем обмана или злоупотребления доверием». Следовательно, способ считается обязательным признаком состава данного преступного деяния. Более того,

Объективная сторона мошенничества (ст. 159 УК РФ) выражается в альтернативных деяниях, последствии в виде имущественного ущерба, причинной связи и специфическом способе (обмане или злоупотреблении доверием).

Альтернативные деяния определены в законе: 1) как хищение чужого имущества; 2) приобретение права на чужое имущество.

Правом на имущество нужно признать любое право на вещь (как вещное, так и обязательственное), в том числе и право на получение вещи (например, безналичные деньги).

Приобретение права нужно иметь ввиду как его оформление. В действительности мошенник, конечно же, никаких прав не приобретает, он лишь имитирует их, подтверждая несуществующие права документами или иным образом.

Законодатель делает особый акцент на способе совершения мошенничества: для его характеристики в диспозиции ст. 159 УК РФ используется словосочетание «путем обмана или злоупотребления доверием».

Следовательно, способ считается обязательным признаком состава данного преступного деяния. Более того, обман и злоупотребление доверием как способы совершения мошенничества отличают данный вид хищения от других видов преступлений против собственности. Под способом совершения преступного деяния в уголовном праве подразумевается совокупность приемов и методов, которые использует виновный, совершая общественно опасное деяние, а доверие - это психическое отношение. При мошенничестве способ действий носит информационный характер либо строится на особых доверительных отношениях, сложившихся между преступником и потерпевшей стороной. В п.2 и п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате»[1] даны понятия обмана или злоупотребления доверием (см.: рис.1), которые являются «альтернативными признаками преступления»[2].

-2

В.Ф. Анисимов под мошенничеством, совершенным в форме обмана понимает «хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем умышленного искажения или сокрытия истины с целью введения в заблуждение лица, в ведении которого находится имущество, чтобы добиться добровольной передачи имущества или права на него, а также сообщение с этой целью заведомо ложных сведений»[3]. А.В. Ковальчук считает, что «обман - умышленное, связанное с извлечением имущественной выгоды введение другого лица в заблуждение путем сообщения заведомо ложных, <…> сведений, либо умолчания об истинных фактах, которые лицо должно было сообщить относительно наличия (отсутствия) у него обязанности или права требования передачи имущества либо других объектов гражданских прав»[4].

В.Ф. Анисимов считает, что «под мошенничеством, совершенным в форме злоупотребления доверием нужно иметь ввиду хищение чужого имущества или права на чужое имущество путем умышленного использования доверительных отношений, сложившихся между виновным и лицом, в ведении которого находится имущество или право на него, чтобы тот добровольно передал желаемое виновному»[5]. А.В. Ковальчук считает, что «злоупотребление доверием - умышленное, связанное с извлечением имущественной выгоды противоправное использование лицом основанных на фактических и юридических полномочиях доверительных отношений во вред имущественным и обязательственным интересам потерпевшего»[6].

В.С. Минская считает, что «злоупотребление доверием – это одна из разновидностей обмана, связанная с использованием уже установившихся ранее отношений, которые используются для создания видимости правдоподобия обмана»[7]. Смысл «злоупотребления доверием», который вкладывается большинством авторов в этот термин, заключается в том, что виновный использует во зло предоставленные собственником полномочия относительно владения, пользования и распоряжения имуществом, при этом указанные полномочия он получил в силу сложившихся доверительных отношений с потерпевшим, и возможность использования во зло данных полномочий обусловлена наличием этих доверительных отношений. Способ хищения в данном случае - это злоупотребление полномочиями в отношении имущества, а доверие - это условие совершения преступного деяния, т.е. обстоятельство, от которого зависит возможность совершения преступного деяния.

Головинская межрайонная прокуратура утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении двух ранее не судимых мужчин в возрасте 20 и 29 лет. Они обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2, 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере).

Установлено, что обвиняемые вместе с соучастниками, уголовное дело в отношении которых выделено в отдельное производства, вступили в предварительный сговор, направленный на хищение денежных средств путем обмана у лиц пожилого возраста.

В период с 01 по 06 декабря 2021 года соучастники совершали телефонные звонки пенсионерам, представлялись их родственниками и сообщали заведомо ложную информацию о том, что в результате дорожно-транспортного происшествия попали в больницу в тяжелом состоянии. Затем злоумышленники передавали трубку своим сообщникам, которые выдавали себя за сотрудников правоохранительных органов и сообщали потерпевшим о том, что по вине их родственников пострадали посторонние.

Введенным в заблуждение пенсионерам они предлагали решить вопрос о непривлечении их родственников к уголовной ответственности, за якобы совершенное ДТП, путем передачи денежных средств через курьера.

Получив согласие от потерпевших, соучастники передавали одному из обвиняемых сведения о потерпевших и адресах их проживания, а также о банковских счетах, на которые необходимо перечислить похищенные денежные средства. В свою очередь, он передавал полученную информацию второму обвиняемому, координировал его действия, а также передавал соучастникам похищенные денежные средства.

Таким образом, сообщники завладели денежными средствами двух пенсионеров, проживающих в Войковском районе столицы, получив от них обманным путем денежные средства на общую сумму 470 тыс. рублей, а также похитили 50 тыс. рублей у 82-летней жительницы района Сокол.

Уголовное дело направлено в Головинский районный суд г. Москвы для рассмотрения по существу. В отношении обвиняемых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

-3

При анализе материалов судебной практики в качестве способа совершения мошенничества в основном указывают одновременно и обман и злоупотребление доверием (см.: например: Приговор Череповецкого районного суда Вологодской области от 28.07.2016 г. по делу № 1-108/16[8] и др.).

В некоторых приговорах в качестве единственного способа указан обман (см., например: Приговор Череповецкого районного суда Вологодской области от 13.01.2017 г. по делу № 1-05/2017[9]и др.) либо злоупотребление доверием.

Смысл злоупотребления доверием, предлагаемый в юридической литературе, сводится к использованию во зло полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, предоставленных виновному собственником или иным законным владельцем этого имущества, при условии доверия к виновному со стороны собственника или иного законного владельца этого имущества.

С субъективной стороны обман отличается от злоупотребления доверием моментом формирования умысла, при обмане он возникает до получения имущества, а при злоупотреблении доверием - после.

В законе обозначена и общая норма о мошенничестве (ст. 159 УК РФ), и специальные нормы мошеннических действий в сфере кредитования, с использованием платежных карт, при получении выплат, в сфере компьютерной информации и в сфере страхования (ст. ст. 159.1 - 159.6 УК РФ). Специальные нормы применяются при наличии всех признаков мошенничества, предусмотренных ст. 159 УК РФ (кроме нормы в сфере компьютерной информации, при совершении которого может не быть как такового обмана).

Виды специального мошенничества, предусмотренные ст. 159.1 - 159.5 УК РФ, являются частными случаями основного состава мошенничества и регламентируются уже в отдельных статьях УК РФ. Сложившуюся систему нарушает и параллельное введение других размеров крупного и особо крупного размеров мошенничества. Внесенные изменения в УК РФ имеют и позитивную сторону. Положительный эффект данные новеллы приобретают в связи с ликвидацией пробела в уголовном законодательстве России путем введения отдельных составов мошенничества.

Таким образом, мошенничество - противоправные деяния, совершённые путем обмана или злоупотребления доверием в форме: (1) хищения чужого имущества, либо (2) приобретения права на чужое имущество.

Объект мошенничества - здесь

[1] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» // Российская газета. 2017. № 280.

[2] Карабанова Е.Н., Нечаев А.Д. Многосоставные диспозиции и проблемы определения границ состава преступления // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. N 8. С. 85 - 90.

[3] Анисимов В.Ф. Ответственность за преступления против собственности с признаками хищения: состояние, сущность и проблемы квалификации: дис. ... док. юрид. наук: 12.00.08. Санкт-Петербург, 2007.С. 10.

[4] Ковальчук А.В. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием без признаков хищения по уголовному праву Российской Федерации и Республики Беларусь: сравнительно-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2014.С. 10.

[5] Анисимов В.Ф. Ответственность за преступления против собственности с признаками хищения: состояние, сущность и проблемы квалификации: дис. ... док. юрид. наук : 12.00.08. Санкт-Петербург, 2007. С. 10.

[6] Ковальчук А.В. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием без признаков хищения по уголовному праву Российской Федерации и Республики Беларусь: сравнительно-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2014.С. 10.

[7] Минская В.С. Современное законодательное регулирование уголовной ответственности за мошенничество и вопросы квалификации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 10. С.36.

[8] Приговор Череповецкого районного суда Вологодской области от 28.07.2016 г. по делу № 1-108/16 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cherepovecky--vld.sudrf.ru/modules.php?№ame=sud_delo&srv_№um=1&№ame_op=doc&№umber=43512486&delo_ id=1540006&№ew=0&text_№umber=1(дата обращения: 02.02.2018).

[9] Приговор Череповецкого районного суда Вологодской области от 13.01.2017 г. по делу № 1-05/2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cherepovecky--vld.sudrf.ru/modules.php?№ame=sud_delo&srv_№um=1&№ame_op=doc&№umber=68384643&delo_id=1540006&№ew=0&text_№umber=1 (дата обращения: 02.02.2018).

#Объективнаясторонамошенничества, #обманмошенничество, #злоупотреблениемошенничество