Найти тему
странные размышления

Роль бессознательного в лечении психических расстройств по Юнгу

Оглавление

Это пятая статья из цикла о теории известного психиатра Юнга о коллективном бессознательном и архетипах. Первая статья из этого цикла здесь

Хотя в предыдущей статье, посвященной Формированию коллективного бессознательного и архетипов, я написала, что концепция Юнга содержит внутренние противоречия, всё же невозможно отрицать, что Юнг заметил и описал некие важные закономерности человеческой психики. И хотя, видимо, не смог сделать цельную непротиворечивую концепцию, само наличие явлений, описанных Юнгом, отрицать невозможно.

В этой статье рассмотрим, как использует Юнг бессознательное своих пациентов для их лечения.

Итак, Юнг считал, что психика человека имеет три уровня: сознательное, личное бессознательное и коллективное бессознательное. С сознательным всё понятно. Личное бессознательное – это то, что когда-то было сознательным, но потом было вытеснено в бессознательное. Коллективное бессознательное получено человеком по наследству и никогда не было сознательным. Коллективное бессознательное наполнено архетипами. Архетип для Юнга – это пресуществующая форма. Архетипы — это образы и символы, которыми наполнено коллективное бессознательное человека.

Архетипы по своим образам и сюжетам связаны с древними мифами, сказками, верованиями. По Юнгу архетипы в психике — это то же самое, что инстинкты в физиологии. Некие силы, которые заставляют действовать человека тем или иным способом без осознания, без обдумывания. Подробная статья о, архетипах Юнга здесь

«Архетипы были и остаются душевной жизненной мощью, которая желает, чтобы к ней относились всерьёз, и которая причудливым образом следит за тем, чтобы высказать себя. Они всегда были носителями защиты и исцеления, и их уязвление влекло за собой «perils of the soul» - хорошо известный феномен из психологии примитивов. Именно они – непременные возбудители невротических и даже психотических нарушений, ведь они ведут себя точно так же, как запущенные и истерзанные органы тела или органические функциональные системы»

«Поэтому архетипы являются чем-то чрезвычайно важным и оказывающим значительное действие, и им нужно уделять самое пристальное внимание. Их просто не следовало бы подавлять, но они достойны того, чтобы на них обращали пристальное внимание из-за их опасности повлечь психическую инфекцию»

Согласно теории Юнга коллективное подсознательное и архетипы не связаны с жизнью человека, его личным опытом. Они наследуются и являются общечеловеческими. При этом наследуются не представления, а возможность представлений. Смысл утверждения, что наследуются не представления, а возможность представлений, состоит в том, что архетипы, общие для всех людей, но совсем не обязательно, что каждый архетип проявит себя в жизни человека. Может быть, проявит себя, может быть, нет. Поэтому Юнг много раз акцентирует внимание на том, что наследуется именно возможность представления.

«Существует столь же много архетипов, сколько и типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отпечатало этот опыт в психической конституции, но не в форме образов, которые были бы заполнены каким-либо содержанием, а чуть ли не в виде форм без содержания, которые представляют только лишь возможность определённого типа воззрений и поступков. Если в жизни случается нечто, что соответствует архетипу, то это активируется; и наступает неодолимое понуждение, которое, как инстинктивная реакция, берёт верх вопреки рассудку и воле или же вызывает конфликт, который разрастается до чего-то паталогического, т. е. до невроза»

Жизненные ситуации, которые «соответствует архетипу», приводят в действие архетип и «наступает неодолимое понуждение». То есть, по мнению Юнга, архетип буквально навязывает человеку определённые модели поведения.

То есть архетип может проявиться в жизни человека, а может не проявиться, но если архетип проявляется, то его нельзя игнорировать потому, что «именно архетипы– непременные возбудители невротических и даже психотических нарушений».

Получается, что архетипы таят в себе опасность для человека, так как могут навязывать нечто человеку, сознанию человека.

При этом именно на работе с проявлениями архетипов и подсознательного Юнг и строит своё лечение.

Роль бессознательного в лечении психических расстройств по Юнгу
Роль бессознательного в лечении психических расстройств по Юнгу

Так как сознание противостоит бессознательному, бессознательное проявляется тогда, когда противление сознания снижено, а именно во снах, фантазиях, видениях и т.д

«Современная психология трактует продукты бессознательной деятельности фантазии как изображение процессов, происходящих в самом же бессознательном, или как высказывания бессознательной психики о самой себе»

По Юнгу бессознательное имеет компенсаторную функцию и вступает в действие, если сознательное не справляется.

«В таком случае было бы неуместным принимать в расчёт более или менее исключительную точку зрения сновидения, игнорируя при этом положение сознания; это только бы побудило к тому, чтобы запутать и разрушить сознательное достижение. Только при определённо неудовлетворительной или дефектной сознательной установке мы имеем право признать за бессознательным наивысшую ценность»

«Поэтому, если сознательная установка более или менее удовлетворительна, то значение сновидения ограничивается только его компенсаторной функцией. Для нормального человека при нормальных внутренних и внешних условиях это должно было бы быть правилом. По этой причине мне кажется, что теория компенсации даёт в общем правильную и соответствующую фактам формулу, так как она придаёт сновидению значение компенсаторной функции – что касается самоуправления психического организма.

Если же мы имеем случай, который отклоняется от нормы в том смысле, что сознательная установка как объективно, так и субъективно плохо приспособлена, тогда обычно только компенсаторная функция бессознательного приобретает дополнительный вес и возвышается до направляющей, проспективной функции, которая оказывается в состоянии совершенно изменить сознательную установку и придать ей иную, лучшую направленность по сравнению с предыдущей»

Иными словами, если у человека всё в порядке, то его сны ограничиваются компенсаторной функцией (о функциях сна по Юнгу будет отдельная статья). Если же сознательное не справляется с какой-то ситуацией, то на помощь сознанию приходит подсознательное, которое направляет человека.

«Трансцендентная функция манифестирует себя не бесцельно, но ведёт к откровению и открытию чего-то сущностного в человеке. Сначала она представляет собой чисто природный процесс, который при определённых обстоятельствах развёртывается без ведома и содействия индивида; этот процесс может осуществляться даже насильственно вопреки сопротивлению индивида. Смысл и цель этого процесса – осуществление изначальной, заложенной в эмбриональном зародыше, личности во всех её аспектах. Это созидание и развёртывание изначальной потенциальной целостности. Символы, которые использует для этого бессознательное, - те же самые, которые издавна употребляло человечество для того, чтобы выразить целостность, полноту и завершённость; это, как правило, символы четверичности и круга. Этот процесс я обозначил как процесс индивидуации.

Природный процесс индивидуации стал для меня моделью и путеводной нитью метода лечения. Бессознательная компенсация невротического устроения сознания содержит все те элементы, которые могли бы действенно и целебно корригировать односторонность сознания, если бы они были осознаны, то есть поняты и как реальность интегрированы сознанием. Крайне редко сновидения достигает такой интенсивности, что сознание – в результате шока – оказывается выбитым из седла. Как правило, сновидения слишком слабы и слишком непонятны, чтобы оказать на сознание основательное влияние. Вследствие этого компенсация со стороны бессознательного осуществляется без видимого невооружённым глазом результата. Хотя какой-то эффект она всё же имеет; только эффект этот – косвенный: бессознательная оппозиция при постоянном небрежении создаёт симптомы и ситуации, которые в конечном счёте неудержимо перечёркивают интенции сознания. Лечение вследствие этого усердствует и хлопочет над тем, чтобы по возможности понять и отдать должное сновидениям и прочим манифестациям бессознательного: с одной стороны, чтобы воспрепятствовать образованию бессознательной оппозиции, которая со временем становится опасной, с другой – чтобы как можно лучше использовать лечебный фактор компенсации»

Таки образом, Юнг уже говорит о позитивной роли подсознательного, о его компенсирующей и коррегирующей односторонности сознания функциях. Проще говоря, то, что остаётся недоступным сознанию, пробивается через проекции подсознания через сны, видения и т.д. Так как эти проекции слишком слабы и непонятны, то сами по себе они не направят сознание в правильное русло. И тут на помощь приходит врач, цель и задача которого заключается в том, чтобы «понять и отдать должное сновидениям и прочим манифестациям бессознательного». Потому что если оставить манифестации бессознательного без внимания, или попытаться подавить их, то это приведёт к образованию «бессознательной оппозиции».

Метод лечения Юнга заключался в том, что его пациенты во время каждого визита рассказывали ему свои сны или видения. Юнг пытался их анализировать и растолковывать. Что-то вроде того, что именно хочет сказать подсознательное сознанию через этот сон. Всё это обсуждалось с пациентом. И так каждый визит. По каждому пациенту скапливалась огромнейшая база данных, состоящая из десятков, а то и сотен снов.

Сны часто полны универсальных символов. Универсальных в смысле общих для совершенно разных людей и имеющих связь с мифами и сказками. Отсюда и рождается теория Юнга о наличии некоего общечеловеческого коллективного бессознательного. Так Юнг объясняет, как же может так быть, что совершенно разные люди могут иметь схожие мотивы во снах. Подробнее об этом в статье о коллективном бессознательном.

При всей своей нелогичности и символичности сны всегда связаны с жизнью человека, с его жизненной ситуацией, его проблемами. И Юнг трактует сны именно в привязке ко всему тому, что ему известно о его пациенте. По сути, каждая трактовка сна, которую приводит Юнг, содержит отсыл к жизненной ситуации этого конкретного человека.

«Если лечение осуществляется указанным здесь образом, то руководство принадлежит бессознательному, а сознанию – критика, выбор и решение. Если выбрано правильное направление, то это подтверждается посредством сновидений, которые удостоверяют прогресс; в противном случае происходит корректировка со стороны бессознательного. Ход лечения напоминает что-то вроде непрерывного пересуда и беседы с бессознательным. То, что правильному толкованию сновидений выпадает при этом главная роль, должно быть, достаточно явствует из сказанного. Но когда – можем мы спросить по праву – наше толкование является верным? Существует ли хоть относительно надёжный критерий для оценки правильности интерпретации? На этот вопрос, к счастью, можно ответить утвердительно. Если мы промахнулись с нашим толкованием или если бы оно оказалось бы неполным, то мы можем это при случае заметить по последующим сновидениям. Так, к примеру, наш прежний мотив опять повторяется в более ясной редакции или наше толкование будет девальвировано при помощи какой-нибудь иронизирующей парафразы, или же проявится прямая, резкая оппозиция по отношению к толкованию. Если же мы предположим, что и эти толкования не попали в цель, то общая безрезультатность и тщетность нашей процедуры скоро дадут о себе знать в опустошении, бесплодности и бессмысленности предприятия: как врач, так и пациент задохнутся либо в скуке, либо в сомнении. Равно как правильное толкование вознаграждается оживлением, так неправильное – обрекается на затор, сопротивление, сомнение и прежде всего на обоюдное погружение в трясину и обмеление»

Получается, что хотя коллективное подсознательное и архетипы таят в себе опасности для человека и его сознания, так как могут навязывать этому сознанию нечто, лечение пациента Юнг видит именно через работу с проявлениями бессознательного во снах. Лечение заключается в том, чтобы правильно растолковать значение снов, через которые себя проявляет подсознательное, пытаясь откорректировать «сознательную установку как объективно, так и субъективно плохо приспособленную». При этом подсознательное буквально направляет сновидца или врача, подсказывая следующими снами была ли трактовка верной или ошибочной.

Труды Юнга пропитаны этим двойственным отношением к подсознательному. С одной стороны, это страх перед тем, что нечто может быть навязано Я. С другой стороны, это невероятный интерес к тому, что Юнг называет коллективным бессознательным, к смыслам, которые оно несёт.

Следующая статья о функциях сновидений по Юнгу здесь

Все цитаты в кавычках являются точными выдержками из работ Юнга. Без кавычек - моё понимание его теорий.

По материалам книги Юнга «Структура психики и архетипы»