Найти тему
МК в Питере

Докатились: петербургские дворы превращаются в кладбища для автомобилей

Автохлама в петербургских дворах становится больше. Горожане все чаще жалуются на машины, оставленные их владельцами. Брошенные автомобили, которые постепенно разворовывают на запчасти, занимают место, мешают проезду и порой превращаются в пристанища для бездомных. Также у некоторых горожан такие авто вызывают опасения — мало ли что может храниться в заброшенной машине. «МК в Питере» разбирается, как избавиться от автохлама в своем дворе.

    В центре старые фургоны часто используют для рекламы заведений. Фото: «МК в Питере»
В центре старые фургоны часто используют для рекламы заведений. Фото: «МК в Питере»

Автохлам пугает горожан

Транспортные средства (ТС) бросают по разным причинам: владельцы автомобилей умирают, лишаются возможности управления из-за болезней, уезжают в места не столь отдаленные или же оставляют «железного коня» по той причине, что ремонт старого иногда обходится дороже покупки нового.

По данным СПб ГПУ «Агентство внешнего транспорта», за последние несколько лет (точная дата эвакуации некоторых ТС отсутствует в базе) на специальные стоянки с улиц города отправилось более 10,5 тысячи машин. Список обновляется каждый день и находится в открытом доступе. Брошенные и полуразобранные легковушки и фургончики отправляют на три спецстоянки: на улице Кржижановского, в Лигово и Рыбацком.

Однако меньше забытых владельцами автомобилей в Петербурге не становится, а горожане продолжают жаловаться на автохлам у жилых домов.

«У нас во дворе в Невском районе стоят две машины, которые постепенно приходят в упадок. Колеса спущены. Формально они ничего не нарушают, но дико раздражают. Один автомобиль стоит год, второй — пять лет. Как сделать так, чтобы их убрали?» — написал нам в редакцию читатель, представившийся Дмитрием.

    Брошенные авто — лакомый кусок для перекупов. Фото: «МК в Питере»
Брошенные авто — лакомый кусок для перекупов. Фото: «МК в Питере»

Брошенные авто — лакомый кусок для перекупов. Фото: «МК в Питере»

При этом чем ближе к окраинам, тем больше жалоб. Такой вывод мы сделали, изу­чив касающиеся брошенных ТС обращения на портале «Наш Санкт-­Петербург».

«Я относительно недавно переехала в новый квартал в спальном районе города. Сама не вожу машину, предпочитаю общественный транспорт. Одна из причин, почему я сделала выбор в пользу автобусов и метро, — это проблемы с парковкой на нашей улице. Соседи постоянно жалуются, что вечером после работы им негде поставить автомобиль. При этом очень много парковочных мест занято колымагами, которые уже год — именно столько я тут живу — не эксплуатируются. К слову, большая часть этих машин ­почему-то с иногородними номерами. Поэтому, мне кажется, владельцев будет найти крайне сложно, — рассказала петербурженка Полина. — Да и мало ли что может храниться в таком автомобиле?! Там ведь могут спрятать что угодно: наркотики, оружие, взрывчатку».

В центре города проблема тоже имеет место. Правда, автохлам в исторических кварталах, как правило, используют в качестве основы для рекламных конструкций. Например, на площади Восстания с незапамятных времен стоят сгнившие «газельки», обклеенные рекламой экскурсий. Несмотря на то что горожане периодически жалуются на эти фургоны, еще в сентябре они продолжали стоять на перекрестке Невского и Лиговского проспектов. Также машины, которые уже явно нельзя использовать по назначению, превращают в конструкции для рекламирования ближайших учреждений. При этом платная парковка все же помогла частично избавить центр города от авто­хлама.

Их все больше

На официальном сайте комитета по транспорту мы нашли статистику по брошенным автомобилям за 2021 год. С января по декабрь в Петербурге вывезли на спецстоянки более тысячи ТС. При этом в ведомстве отмечают, что количество бесхозных машин на улицах города и во дворах жилых домов постоянно увеличивается.

«В Санкт-­Петербурге год за годом стремительно растет уровень автомобилизации, что в свою очередь приводит к увеличению брошенных и разукомплектованных транспортных средств на городских улицах и дворовых территориях. Это те автомобили, которые длительное время стоят на одном и том же месте, не эксплуатируются и имеют видимые внешние технические признаки разукомплектованности: отсутствие колес, дверей, стекол, капота и т. д. Зачастую такой транспорт доставляет много неудобств как жителям, так и коммунальным службам. Брошенные автомобили портят внешний вид улиц, мешают проезду уборочной техники и занимают дефицитные парковочные места», — отмечают в комитете по транспорту.

    Спущенное колесо — не всегда признак брошенности. Фото: «МК в Питере»
Спущенное колесо — не всегда признак брошенности. Фото: «МК в Питере»

Спущенное колесо — не всегда признак брошенности. Фото: «МК в Питере»

Представители ведомства уточнили, что в 2021 году на специальные стоянки вывезли 1064 автомобиля. При этом подавляющее число жалоб от жителей (более 900) городские власти получили через портал «Наш Санкт-­Петербург».

Уберите — или заберут

В начале 2019 года в силу вступило постановление об утверждении порядка перемещения, хранения и выдачи разукомплектованных транспортных средств. Согласно этому документу, после обнаружения брошенного автомобиля районная администрация должна сообщить о находке в полицию, после чего владельцу высылают уведомление о том, что он должен убрать ТС в течение 15 дней. Если автохлам остается на месте, его эвакуируют. В случае когда хозяина машины найти не удалось, информацию об автоброшенке публикуют на официальных порталах органов власти. После этого в течение 15 дней автомобиль транспортируют на специальную стоянку. Отметим, что этот документ в первую очередь ориентирован на уборку с улиц автомобилей, мешающих благоустройству.

Также в июне прошлого года в силу вступил городской закон о неправильной парковке во дворах жилых домов. Следить за соблюдением новых правил поручили Государственной админи­стративно-­технической инспекции (ГАТИ). За перегораживание проезда, а также за парковку на газонах, детских и контейнерных площадках автолюбителям грозит штраф от 3 до 5 тысяч руб­лей. Для должностных лиц сумма взыскания составит уже 40 тысяч, а для организаций — до полумиллиона.

«Есть вопросы, связанные с правилами ПДД: где нельзя машину ставить под знаком, где нельзя перегораживать дорогу. У нас есть юрист в компетенции ГИБДД. Цель ГАТИ — благоустройство: газоны, детские площадки, дорожки, газоны как внутри­квартальные, так и те, которые прилегают к уличным, дорожным сетям. Люди чаще всего не сразу понимают, куда подать информацию о нарушителях, автомобили которых припаркованы на тротуарах или мешают движению. Если парковка на газоне — это к нам. У нас есть электронный сервис правительства, с помощью которого человек может направить информацию о неправильном размещении ТС. Заявка сразу обрабатывается и адрес включают в список патрулирования. На сегодня больше 80 тысяч жителей города обратились с жалобами на то, что люди паркуются на тротуарах и газонах», — рассказал временно исполняющий обязанности начальника ГАТИ Алексей Геращенко.

С начала 2022 года ГАТИ оштрафовала около 15 тысяч автовладельцев. Общая сумма взысканий составила 162 млн руб­лей. Однако иногда сотрудникам Государственной административно-­технической инспекции приходится подключать к работе комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, а также ГИБДД.

    Некоторые ржавые машины продолжают резво ездить по городу. Фото: «МК в Питере»
Некоторые ржавые машины продолжают резво ездить по городу. Фото: «МК в Питере»

Некоторые ржавые машины продолжают резво ездить по городу. Фото: «МК в Питере»

«Есть брошенные машины, так называемые разукомплектованные — без номерных знаков, у них даже не установить владельца. В таких случаях комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности может вывозить автомобили и искать их владельцев. Если найти хозяина не удается, машину могут утилизировать», — добавил Алексей Геращенко.

Куда жаловаться?

На самом деле избавиться от авто­хлама в своем дворе довольно просто. Однако надо понимать, что чиновники крайне редко убирают брошенные автомобили без предварительной заявки. Обычно так делают только в случае, если транспортное средство мешает уборке улицы или благоустройству. Если машина просто гниет во дворе, не нарушая никаких правил, но портя вид на двор, жителям следует обратиться в районную администрацию. Проще всего это можно сделать через портал «Наш Санкт-­Петербург». Пользователю потребуется только отправить фотографию брошенного транспортного средства и место его парковки. Тут важно отметить, что с момента подачи жалобы до решения проблемы, по нашим наблюдениям, проходит около месяца.

А как обстоят дела с вывозом брошенных автомобилей в Москве? Может быть, Петербургу есть чему поучиться у столицы? На этот вопрос нам ответил автоэксперт Вячеслав Субботин.

«В Москве брошенных машин становится меньше, но по той причине, что новые стали гораздо реже покупать из-за подскочившей стоимости. Но проблема, само собой, останется. Механизм по всей стране примерно одинаковый. У нас в столице есть специальное приложение «Помощник Москвы», где горожане могут пожаловаться на брошенные машины и другие нарушения. Это работает, как и заявки в муниципалитеты, на основании которых чиновники ходят в рейды. Но процесс этот не быстрый. Все же автомобиль — это имущество, которое нельзя просто так забрать. Иногда не получается найти владельца, а если это выходит сделать, то хозяин может начать упираться и заявлять, что уберет и починит машину. Хотя по внешнему виду автомобиля можно догадаться, что он не подлежит восстановлению, — отмечает Вячеслав Субботин. — При этом брошенные авто часто становятся объектом хулиганских выходок. Такие машины нередко поджигают. Что интересно, после этого их, как правило, очень быстро забирают».

К слову, идея со специальным приложением для фиксации подобного рода нарушений нам кажется весьма интересной. Может быть, петербургским чиновникам стоит взять ее на вооружение?

Автор: Никита Нестеров