Найти тему

История становления и развития дополнительного профессионального образования в России

Мы решили познакомить Вас с историей, а именно с историей дополнительного профессионального образования!

История нашего института начинается с 1985 года, когда мы были только Новосибирской школой повышения квалификации сельскохозяйственных кадров по племенному делу и искусствен­ному осеменению сельскохозяйственных животных при Сибирском научно-исследовательском и проектно-технологическом институте животноводства.

В статье рассказано про самое становление дополнительного профессионального образования, и как мы пришли к "непрерывному" образованию.

Наша информационная статья написана на основе статьи Мухиной Т.Г. История становления и развития дополнительного высшего профессионального образования в России. (ссылка на нее будет в конце)

Автор пишет, что дополнительное профессиональное образование формировалось параллельно с профессиональным высшим образованием, но не имело автономной институциональной основы, вплоть до 1992г. (введение термина «дополнительное профессиональное образование» в Закон РФ «Об образовании).

Термин «дополнительное высшее профессиональное образование» автор рассматривает как динамичную педагогическую систему, направленную на совершенствование профессиональных компетенций в процессе повышения квалификации и формирование дополнительных компетенций в инновационной профессиональной деятельности в процессе переподготовки и самообразования.

Несмотря на то, что начало университетского образования датируется XVIII веком, становление основной профессиональной подготовки студентов и позднее и дополнительной подготовки (прежде всего профессорско-преподавательского состава) потребовало достаточно большого периода времени. Автор выделяет шесть периодов развития дополнительного высшего профессионального образования.

Первый период (с конца XVIII – начало XX вв.) рассматривается автором как время становления отдельных слагаемых системы дополнительного образования, которые в послереволюционный период позволят сформироваться системе повышения квалификации как одного из ключевых видов дополнительного образования взрослых. К числу «слагаемых» компонентов отнесены

1) университеты как учреждения, где создаются условия подготовки высококвалифицированных кадров;

2) командирование (стажировка) и самообразование профессорско-преподавательского состава в процессе подготовки к научным конференциям, съездам;

3) цели, задачи и содержание выделенных видов дополнительного образования по основным позициям соответствуют современным требованиям к подготовке специалистов в условиях дополнительной подготовки.

Второй период (1917 – 1930 гг.). Развитие системы дополнительного высшего профессионального образования в первые годы Советской власти, характеризуется централизацией государственного управления. Содержание основного профессионального образования на всех уровнях строится на основе принципа «пролетаризация образования».

Третий период – годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) и послевоенные годы (вплоть до 70-х гг. ХХ в.) характеризуется как период развития всех основных видов и форм дополнительного образования: повышения квалификации, переподготовки и стажировки. Восстановление производства, развитие военной промышленности обосновали необходимость подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов в сжатые сроки. Появляются работы ученых, разрабатывающих на научно-методологической основе проблему непрерывной подготовки специалистов.

Четвертый период (1970 – 1980-е гг.). Развитие системы дополнительного профессионального образования связано с дальнейшей разработкой педагогической концепции непрерывного образования. Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта профессиональной деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Эта идея становится системообразующим фактором непрерывного образования. Разработка теоретических основ непрерывного образования ускорила и актуализировала отраслевые концепции непрерывного образования. Анализ архивных материалов и законодательных документов показал, что в этот период активно открываются и эффективно функционируют факультеты повышения квалификации для руководителей, специалистов, педагогов и факультеты общественных профессий для студентов в составе общеинститутских факультетов университетов и институтов. Образовательные программы реализовывались по трем основным направлениям:

1) повышение квалификации и переподготовка высококвалифицированных специалистов;

2) дополнительная подготовка и переподготовка педагогического состава;

3) дополнительная подготовка студентов (параллельно с основной профессиональной подготовкой).

Пятый период (90-е гг. XX в. – начало XXI в.). Развитие дополнительного высшего профессионального образования на рубеже ХХ – ХХI столетий рассматривается автором в условиях перехода России к экономике рыночного типа и характеризуется значительным подъемом и вниманием со стороны государства. Повышение квалификации и переподготовка носят целостный и непрерывный характер. Большое внимание уделяется самообразованию слушателей. Однако, в условиях экономической нестабильности в стране в 1990-е гг., известной неопределенности в сфере общего и высшего образования вузам было предоставлено право самостоятельно определять судьбу факультетов повышения квалификации и дополнительных общественных профессий. Обучение на факультетах во многих вузах было переведено либо на факультативную основу, либо упразднено.

Современный этап (с 2007 г. по настоящее время) развития системы дополнительного высшего профессионального образования рассматривается автором в условиях интеграции профессионального образования в единое образовательное пространство. Современное состояние дополнительного профессионального образования характеризуется качественно новым уровнем развития не только в связи с глобальными тенденциями в образовании, но и инновационным подходом к пониманию всей системы непрерывного образования.

Таким образом, к началу ХХ века истории педагогической мысли накопился достаточный опыт методологического, содержательного, организационно-технологического и методического обеспечения развития и преобразования целостной системы дополнительного профессионального образования в высшей школе. Ретроспективный взгляд на развитие высшего основного и дополнительного образования, обращение к истокам его становления призвано способствовать не только качественному поиску адекватных способов реформирования системы высшего образования Российской Федерации, но и осознанию взаимосвязи между правительственным образовательным курсом и реализацией намеченных планов по реорганизации общества.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-i-razvitiya-dopolnitelnogo-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii/viewer