Победители "Царя Вселенной"
Добровольные изгнанники
Казалось бы, что нового можно сказать о скифах? Однако чем больше историки и археологи узнают об этом народе, тем шире становится граница незнания. Сегодня мы, к сожалению, не можем с уверенностью сказать даже, откуда пришли скифы, куда они делись и почему в III веке до нашей эры оставили большую часть родной степи и заперли себя в Крыму и Нижнем Поднепровье...
Cкифы — народ весьма известный. Им посвящено множество произведений искусства. С древнегреческих времен до нас дошли фразеологизмы про жителей Северного Причерноморья. Например, «пить как скиф» — это значит употреблять вино, не разбавляя его водой. Эллины считали это верхом варварства.
Победители Дария
Александр Блок в свое время писал: «Да, скифы мы. Да, азиаты - мы / С раскосыми и жадными очами!» Но поэт ошибался. Внешность у скифов, судя по описаниям античных авторов, была вполне европеоидная. Кожа их была белой, а волосы - русыми, светло-каштановыми или рыжими. Большинство из них были носителями передающейся от отца к сыну гаплогруппы Rlal, которую ученые связывают с первыми индоевропейскими народами. Сегодня она распространена у русских, украинцев, белорусов, поляков, а также — у индийских брахманов.
Наиболее популярны две версии скифского происхождения. Согласно первой, они тысячелетиями жили в Восточной Европе и покидали ее только ради военных набегов. Согласно второй, население Скифии было смешанным. На севере, в лесостепи обитали и занимались земледелием потомки автохтонного населения. А предки «классических» скифов, кочевавших вдоль побережья Черного моря, в глубокой древности покинули Европу и ушли далеко на восток. Потом их наследники вернулись на свою историческую прародину из глубин Центральной Азии.
К VII веку до нашей эры скифы полностью вытеснили из Северного Причерноморья родственных им киммерийцев и отправились в походы на территорию Малой Азии и Ближнего Востока, сея страх и ужас среди жителей Мидии, Сирии и Палестины. Скифы умудрились даже создать в Передней Азии (на территории современных Азербайджана и Ирана) собственное государство под названием Ишкуза, которое просуществовало около столетия.
Античные авторы рассказывали о том, что скифские женщины, истосковавшись по мужской ласке, пока их мужья покоряли Азию, стали жить с рабами. Так что когда воины вернулись домой, потомки этих союзов попытались не пустить их обратно. Однако скифы вовремя вспомнили, что имеют дело с детьми рабов, и обратили их в бегство кнутами...
В конце VI века до нашей эры Скифию попытался покорить персидский царь Дарий I, желавший отомстить за разорение земли его предков. Собрав огромное войско, он пересек Босфор с Дунаем и вторгся в причерноморские степи. Скифы и союзные им народы сначала не стали принимать бой и лишь отступали, уничтожая запасы провизии и засыпая отравой источники воды.
Когда разгневанный Дарий стал отправлять к скифам гонцов с требованием принять бой, их военачальники передали ему, что единственный способ принудить их к сражению — это уничтожение могил их предков, ведь городов и нив у них не было. Кроме того, скифы вручили послам Дария стрелы, лягушку, птицу и мышь. Персидский царь сначала обрадовался, подумав, что гордые кочевники передают под его власть войско воду, небо и землю. Но персидские мудрецы оказались не столь оптимистичны и объяснили Дарию послание степняков: что бы не погибнуть от скифских стрел, пришельцы должны улететь по небу, нырнуть в воду или закопаться в землю...
Отправив незваным гостям метафорическое предупреждение, скифы перешли к активным действиям и начали обескровливать их беспрерывными налетами. Дарий так и не смог реализовать свой замысел - дойти по берегу Черного моря до Кавказа. Вместо этого он отдал приказ возвращаться к Дунаю, где подвластные ему греческие тираны стерегли возведенный ими для персов мост. Скифы обогнали отступающих агрессоров и попытались убедить греков разрушить переправу, отдав Дария им на расправу. Эллины сделали вид, что начали разбирать мост, но когда к Дунаю вернулся персидский царь, все быстро восстановили, дав ему спастись.
Схватка с сарматами
В 339 году до нашей эры на войне с отцом Александра Македонского Филиппом погиб скифский царь Атей. А восемь лет спустя развить успех Филиппа решил один из военачальников Александра - Зопирион. Он вторгся в Скифию и осадил греческий город Ольвию, бывший одним из основных торговых партнеров степных властителей. Но скифы пришли на помощь. Македонское войско было разгромлено, погиб в походе и сам Зопирион...
IV век до нашей эры стал эпохой наибольшего расцвета для Большой Скифии и одновременно началом ее конца. Спустя несколько десятилетий после победы над Зопирионом скифы навсегда покидают большую часть территории Северного Причерноморья и закрепляются в Крыму, Нижнем Поднепровье и в Добрудже (регион на Балканах). Каковы были причины этого загадочного исхода?
Долгое время в научной среде бытовала мысль о том, что скифов оттеснили за крымский перешеек их «кузены»-сарматы, пришедшие с востока. Например, древнегреческий писатель Лукиан Самосатский описывал нападение сарматов на скифов в районе Дона. Однако последние данные, полученные археологами, свидетельствуют о том, что на протяжении достаточно долгого отрезка времени степи на берегах Днепра и Южного Буга оставались практически пустыми. Да и убедительных свидетельств масштабных военных столкновений скифов с сарматами не обнаружено...
Не исключено, что скифы в это время пережили некие экологические потрясения. Или, что еще более вероятно, отказались от суровых воинских идеалов, морально ослабли и уже не могли соперничать в чистом поле с воинственными сородичами. А осознав это, решили не дожидаться разгрома и уступить сильнейшим, оставив себе хоть что-то.
Ближе к концу II века до нашей эры скифы пережили новый расцвет. Они умудрились даже подчинить себе на некоторое время Ольвию. Однако это были уже не те скифы, у которых не было ничего постоянного, кроме обычаев и могил предков. У «новых скифов» появились поля, сады, большие города. Культура Скифии стала, по сути, эллинистической. Населявший ее народ все меньше и меньше отличался от жителей Малой Азии и Ближнего Востока... То ли дело сарматы, которые еще несколько веков будут наводить ужас на всю Европу.
Растворившиеся в Европе
Столицей крымской Скифии стал город Неаполь («новый город»). Где именно он находился, ученые пока однозначно сказать не могут. Среди претендентов два древних скифских города: один находится в пределах современного Симферополя, второй — в Белогорском районе Крыма.
В III-IV столетиях скифы в Добрудже были разгромлены могущественными гуннами. Упоминания о крымских скифах пропадают со времен готского нашествия. Скорее всего, они отступили в горы. А затем нашли общий язык с германскими завоевателями и соседними греками, став византийскими подданными и образовав население средневековых христианских государств вроде княжества Феодоро. В XIII-XVIII веках часть потомков крымских скифов, судя по всему, попала под власть тюркских завоевателей и влилась в крымско-татарский народ. Скифы же Добруджи оказались в «западночерноморском плавильном котле». Возможно, их потомки живут сегодня в Румынии, Болгарии и Молдавии.
Регулярно появляющиеся в популярной литературе утверждения о том, что скифы — это прямые предки славян, лишены основания. Конечно, прапрадеды славян с большой долей вероятности входили в консорциум племен Большой Скифии. Возможно, именно их называли «скифами-пахарями». Но скифы, разгромившие Дария и Зопириона, имеют к нам весьма опосредованное отношение. Если кто из индоевропейских кочевников и повлиял в некоторой мере на этногенез славян, то это были сарматы. Отдельные историки даже считают смешанным, сармато-славянским племенем живших в районе Киева полян.
Самое выдающееся культурное достояние, пришедшее нам от скифов, - это украшения и предметы быта, выполненные в уникальном зверином стиле. Из захоронений скифской аристократии археологи извлекают золотые чаши, накладки на колчаны, ножны для мечей и шейные пекторали с изображенными «в профиль» животными и людьми. Многие ученые говорят, что в зверином стиле зашифрованы некие символические послания. Но достоверно сказать, что именно хотели донести до нас древние хозяева причерноморских степей, исследователи не могут. Разгадать тайну предстоит будущим поколениям научных искателей.