Найти тему
George Rooke

О гипотетической высадке в Англии

В новой и новейшей истории было совершено по меньшей мере десять крупных попыток вторжения на Британские острова. Испанцы в 1588 году, французы в 1692-м, 1696-м, 1708-м, 1744-м, 1759-м, франко-испанские силы в 1779-м, 1796-м, 1803-1805-м, а так же немецко-фашистские войска в 1940-м – все они пытались или планировали высадить свои войска в Англии, но по разным причинам это не удалось.

Особый интерес на наш взгляд представляют планы 1803 года. В 1803 году Наполеон совершит ту же ошибку, которую впоследствии повторят немецкие генералы Второй Мировой – Гальдер, Манштейн, Браухич. В 1940 году Гальдер запишет в своем дневнике по поводу планов высадки немецких войск в Англии: «Характер операции: «Форсирование большой реки...» Командование немецкого флота скрупулезно посчитало, что для десанта необходимо 155 транспортных судов, 1722 парома, 471 буксир и 1161 морской катер .

Совершенно ту же самую проблему можно увидеть и в планировании Наполеоном высадки в Англии в 1803 году. Было решено, что форсирование Па-де-Кале ничем не отличается от форсирования широкой реки, поэтому упор был сделан на строительство канонерок и прамов. Наполеон дал указания создать 12 дивизионов по 27 канонерок, 16 дивизионов по 27 малых артиллерийских судов, 4 дивизиона по 28 вооруженных рыболовных судов, 60 прамов (плоскодонные гребные фрегаты) - всего 2008 единиц флотилии, которые должны были перевезти 120 тысяч солдат и 12 тысяч кавалеристов на тот берег.

Результат был вполне оправдан и предсказуем: «С 4 ноября 1803 г. по 1 мая 1804 г. флотилия выходила в море всего три раза, и каждый раз не могла удержаться на рейде более трех дней. Самым несчастным днем было 15 апреля: из 150 находившихся на Булонском рейде судов только 53 вернулись в гавань. Треть судов была выброшена на берег, 100 судов могли войти в гавань только при благоприятных условиях во время прилива» . Естественно – подход к форсированию пролива, да еще столь капризного в плане непогоды, совершенно отличается от переброски армии через Рейн или Волгу. Поэтому и план Наполеона в 1803-м, и план Гитлера в 1940-м закончились неудачей.

Человек, далекий от темы попыток высадки в Англии, прочитав беглые описания этих попыток, вполне резонно задаст вопрос – а были ли вообще в то время примеры успешных десантов? Не обязательно в Англии. Ведь переброска десятков, а то и сотен тысяч человек через море и сейчас сопряжена с большими трудностями. Как же было тогда, в эпоху парусов?

Надо сказать, что перевозка и десантирование войск была и тогда довольно сложной операцией. И все же примеров удачных десантов можно привести великое множество. Мы ограничимся лишь несколькими.

8 июня 1718 года из Барселоны вышли испанцы с 12 линкорами, 17 фрегатами, 2 брандерами, 7 галерами, которые составили охранение конвоя. Сам конвой насчитывал 276 транспортов и 123 тартан - всего с 438 судов, на которые было взято 36000 войск и 8000 лошадей, а так же все необходимое оснащение и припасы - 100 осадных и 25 полевых орудий, 40 мортир, 100000 ядер, 20000 квинталов (1000 т) пороха и 30000 бомб. 19 июня армада, не атакованная по пути следования противником, высадила войска у Палермо (Сицилия), город, имевший гарнизон в 4000 человек и около 200 орудий, практически сразу без боя сдался испанцам.

В ноябре 1741 года те же испанцы в два эшелона перебросили в Италию 25372 солдата и 1200 кавалеристов, причем задействовали для операции 14 линейных кораблей и 253 больших транспорта.

В 1805 году русский Балтийский флот перевез в Померанию корпус графа Толстого – 20 тысяч человек, 2000 кавалеристов со всеми необходимыми припасами. Для операции задействовали 11 линкоров, 10 фрегатов, 8 мелких кораблей, 100 транспортов.

Можно конечно возразить, что это были высадки на неохраняемое побережье, однако при ближайшем рассмотрении такие высказывания не выдерживают критики. Высадка испанцев в Палермо в 1718 году – вполне себе высадка на охраняемое побережье. Кроме того – во всех рассматриваемых нами попытках никто из атакующих не собирался высаживаться в самом охраняемом и труднодоступном месте, конечно же – искали менее охраняемые и удобные для десанта области.

Кроме того, флот обладает очень важным качеством – мобильностью, что всегда пытались использовать к своей выгоде.

Самый хрестоматийный пример относится к высадке союзных войск в Крыму в 1854 году. Русские войска были сосредоточены у рек Альма и Кача, прикрывая Бахчисарай и Севастополь. Союзный же флот проследовал севернее, к Евпатории, где и высадил войска. Теперь англо-фанцузы не только угрожали коммуникациям русской армии, а так же могли вообще отрезать ее от «большой земли» и окружить. Это заставило русское командование дать бой у Альмы, который был проигран. Таким образом из-за мобильности союзного флота выгрузка войск была произведена на слабо охраняемое побережье, причем в том месте, где всей южно-крымской группировке русских войск создавалась реальная угроза.

Рассмотрев этот важный для нас пример, вернемся все же к гипотетической высадке в Англии.

По сути вся задача делилась на два этапа.

Этап первый – завоевание господства на море и нейтрализация (хотя бы - временная) английского флота.

Этап второй – организация перевозки и высадки десанта.

Как мы можем видеть – очень часто атакующие пренебрегали реализацией одного из этапов, что – естественно – приводило к краху вторжения.