Найти тему
Олег Панков

На Святой Земле (продолжение)

Оглавление

Мои паломнические заметки

6

Религиозный спор

Около трех часов беседовал Марк с нашим духовным наставником протоиереем Вячеславом. Случилось это на следующий день после нашего знакомства. При первой нашей беседе батюшка не присутствовал.

Марк ревностно отстаивал правоту иудаизма и свое неприятие Христа. (Верующим он стал на Святой Земле).

Батюшка приводил изречения пророков из Ветхого Завета, в частности Исаии и Даниила, о рождении Спасителя и времени Его пришествия, однако Марк противопоставлял этому талмудистские толкования.

Порой он словно не слышал доводов священника и повторял известные аргументы иудаизма о том, что настоящий Христос должен пройти семь кругов ада, и Тот, Кого мы, христиане, почитаем, был признан только низшими слоями иудейского общества, а из образованных людей в Него никто не поверил. Впрочем, это высказывание действительно близко к истине. В Евангелии прямо сказано, что первосвященники, книжники и фарисеи в основной своей массе не приняли Христа, отвергли волю Божию. Недаром Господь со всей строгостью обличал их пороки и заблуждения, уподобляя окрашенным гробам, которые только «снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23, 27).

Этот же заряд богоборчества, идущий от фарисеев и книжников, сохраняется в иудейской религиозной среде и в наши дни.

В разговоре затрагивались и другие духовные и мирские темы, в частности о страданиях праведного Иова, которого Господь подверг великому испытанию, лишив имущества, детей и попустив ему заболеть самой страшной болезнью того времени – проказой. Когда Иов выдержал эти испытания, Господь вернул ему все с лихвой.

В окрестностях Старого города
В окрестностях Старого города

Иудеи, со слов Марка, отрицают само понятие «испытание Божие», а рассматривают наказание свыше только как возмездие за неправильный поступок, и книгу Иова толкуют иначе.

Когда батюшка спросил: за что же наказан он, из преуспевающего бизнесмена превратившись в полунищего эмигранта?

Марк ответил примерно так: «Да, я потерял все за свои проступки и проступки родителей, но приобрел взамен веру…»

В последних его словах ощущались достоинство и искренность.

На вопрос о. Вячеслава: «Как вы относитесь к священнику Александру Меню?», Марк однозначно заявил, что это наш враг, поскольку он крестил всю московскую интеллигенцию.

При обсуждении заповеди о любви к ближнему неожиданно возник вопрос: почему в кварталах, где живут иудеи, нельзя появляться христианскому пастырю в священнической одежде, иначе его могут побить камнями? (Такие прецеденты уже были).

Марк в оправдание сослался на еврейские погромы, имевшие место в России и многих европейских странах, которыми, якобы, руководили священники, и, мол, за это зло к священнослужителям соответствующее отношение.

Батюшка возразил, что каждое такое событие нужно рассматривать индивидуально. Нередко погромы провоцировали сами руководители общин, чтобы таким путем сохранить власть над соплеменниками, предотвратить ассимиляцию и влияние тех народов, среди которых они жили. В России, например, во время царствования Александра II Освободителя был подготовлен проект об отмене черты оседлости. Когда об этом узнали руководители еврейских общин, были собраны немалые деньги, чтобы подкупить чиновников и «зарубить» проект, как говорится, на корню, что и было сделано.

Следующим был диалог об искуплении. Марк вообще не понимал смысла и значения этого слова. Батюшка разъяснил ему, что верующие в Иисуса Христа спасаются Его заслугами и страданиями. Он взял на Себя грехи всего мира и искупил нас (т. е. верующих в Него) Божественною Своею кровию.

Из Ветхого Завета в нашу жизнь пришло понятие «козел отпущения». В те времена существовал такой религиозный ритуал: первосвященники выбирали по своему усмотрению животное названной породы, возлагали на него грехи всего народа и отпускали в пустыню. В этом религиозном символическом действии просматривался образ Самого Спасителя, который понесет на Себе грехи всего мира, чтобы верующим в Него дать жизнь вечную.

Улочки Старого города (Иерусалима)
Улочки Старого города (Иерусалима)

Батюшка также акцентировал внимание на том, что несколько апостолов, из которых большинство были простыми малообразованными людьми, покорили весь тогдашний цивилизованный мир с его пантеонами богов, величайшей греческой и римской философией, многовековыми традициями и культурой. Такое могло произойти лишь в одном случае, если с ними пребывал Сам Бог и на то была Его святая воля. Совершались такие великие чудеса, когда буквально в одно мгновение становились верующими сотни и даже тысячи людей. В деяниях святых апостолов, например, повествуется, что даже тень апостола Петра исцеляла больных.

В качестве самых убедительных аргументов доказательства пришествия Христова батюшка привел пример чудесного схождения Благодатного огня в Великую Субботу в храме Воскресения и чудо Туринской плащаницы, на которой в виде негативного изображения высветилось Божественное тело Спасителя, положенного во гробе.

После этих слов Марк глубоко задумался и, немного погодя, неожиданно произнес: «Так, что же мне теперь, креститься?!.»

Что это было – прозрение или случайно сказанные слова? Об этом судить очень трудно, поскольку вскоре мы покинули эту гостиницу и с Марком больше не встречались. Дай Бог, конечно, чтобы этот человек духовно прозрел и выбрал правильный жизненный путь.

Продолжение следует.