Мои паломнические заметки
6
Религиозный спор
Около трех часов беседовал Марк с нашим духовным наставником протоиереем Вячеславом. Случилось это на следующий день после нашего знакомства. При первой нашей беседе батюшка не присутствовал.
Марк ревностно отстаивал правоту иудаизма и свое неприятие Христа. (Верующим он стал на Святой Земле).
Батюшка приводил изречения пророков из Ветхого Завета, в частности Исаии и Даниила, о рождении Спасителя и времени Его пришествия, однако Марк противопоставлял этому талмудистские толкования.
Порой он словно не слышал доводов священника и повторял известные аргументы иудаизма о том, что настоящий Христос должен пройти семь кругов ада, и Тот, Кого мы, христиане, почитаем, был признан только низшими слоями иудейского общества, а из образованных людей в Него никто не поверил. Впрочем, это высказывание действительно близко к истине. В Евангелии прямо сказано, что первосвященники, книжники и фарисеи в основной своей массе не приняли Христа, отвергли волю Божию. Недаром Господь со всей строгостью обличал их пороки и заблуждения, уподобляя окрашенным гробам, которые только «снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23, 27).
Этот же заряд богоборчества, идущий от фарисеев и книжников, сохраняется в иудейской религиозной среде и в наши дни.
В разговоре затрагивались и другие духовные и мирские темы, в частности о страданиях праведного Иова, которого Господь подверг великому испытанию, лишив имущества, детей и попустив ему заболеть самой страшной болезнью того времени – проказой. Когда Иов выдержал эти испытания, Господь вернул ему все с лихвой.
Иудеи, со слов Марка, отрицают само понятие «испытание Божие», а рассматривают наказание свыше только как возмездие за неправильный поступок, и книгу Иова толкуют иначе.
Когда батюшка спросил: за что же наказан он, из преуспевающего бизнесмена превратившись в полунищего эмигранта?
Марк ответил примерно так: «Да, я потерял все за свои проступки и проступки родителей, но приобрел взамен веру…»
В последних его словах ощущались достоинство и искренность.
На вопрос о. Вячеслава: «Как вы относитесь к священнику Александру Меню?», Марк однозначно заявил, что это наш враг, поскольку он крестил всю московскую интеллигенцию.
При обсуждении заповеди о любви к ближнему неожиданно возник вопрос: почему в кварталах, где живут иудеи, нельзя появляться христианскому пастырю в священнической одежде, иначе его могут побить камнями? (Такие прецеденты уже были).
Марк в оправдание сослался на еврейские погромы, имевшие место в России и многих европейских странах, которыми, якобы, руководили священники, и, мол, за это зло к священнослужителям соответствующее отношение.
Батюшка возразил, что каждое такое событие нужно рассматривать индивидуально. Нередко погромы провоцировали сами руководители общин, чтобы таким путем сохранить власть над соплеменниками, предотвратить ассимиляцию и влияние тех народов, среди которых они жили. В России, например, во время царствования Александра II Освободителя был подготовлен проект об отмене черты оседлости. Когда об этом узнали руководители еврейских общин, были собраны немалые деньги, чтобы подкупить чиновников и «зарубить» проект, как говорится, на корню, что и было сделано.
Следующим был диалог об искуплении. Марк вообще не понимал смысла и значения этого слова. Батюшка разъяснил ему, что верующие в Иисуса Христа спасаются Его заслугами и страданиями. Он взял на Себя грехи всего мира и искупил нас (т. е. верующих в Него) Божественною Своею кровию.
Из Ветхого Завета в нашу жизнь пришло понятие «козел отпущения». В те времена существовал такой религиозный ритуал: первосвященники выбирали по своему усмотрению животное названной породы, возлагали на него грехи всего народа и отпускали в пустыню. В этом религиозном символическом действии просматривался образ Самого Спасителя, который понесет на Себе грехи всего мира, чтобы верующим в Него дать жизнь вечную.
Батюшка также акцентировал внимание на том, что несколько апостолов, из которых большинство были простыми малообразованными людьми, покорили весь тогдашний цивилизованный мир с его пантеонами богов, величайшей греческой и римской философией, многовековыми традициями и культурой. Такое могло произойти лишь в одном случае, если с ними пребывал Сам Бог и на то была Его святая воля. Совершались такие великие чудеса, когда буквально в одно мгновение становились верующими сотни и даже тысячи людей. В деяниях святых апостолов, например, повествуется, что даже тень апостола Петра исцеляла больных.
В качестве самых убедительных аргументов доказательства пришествия Христова батюшка привел пример чудесного схождения Благодатного огня в Великую Субботу в храме Воскресения и чудо Туринской плащаницы, на которой в виде негативного изображения высветилось Божественное тело Спасителя, положенного во гробе.
После этих слов Марк глубоко задумался и, немного погодя, неожиданно произнес: «Так, что же мне теперь, креститься?!.»
Что это было – прозрение или случайно сказанные слова? Об этом судить очень трудно, поскольку вскоре мы покинули эту гостиницу и с Марком больше не встречались. Дай Бог, конечно, чтобы этот человек духовно прозрел и выбрал правильный жизненный путь.
Продолжение следует.