“Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться…” Уильям Шекспир “Гамлет”
Первый раз я посмотрел культовый фильм Феллини лет в восемнадцать. Посмотрел, чтобы ничего не понять. Абсолютно ничего. За прошедшую жизнь я еще пару раз к нему пытался подобраться. Но, тщетно. И вот, на шестом десятке, не без помощи умных людей я все-таки разобрался, зачем этот фильм. Выскажу, возможно парадоксальную мысль. Но, она мною выстрадана, а значит что-то от правды в ней есть. Ибо страдания, как правило, приводят к страде. Сбору нового урожая, в том числе и в делах исследовательских.
Фильм о том, что мешает и одновременно помогает художнику создать что-то новое, вдохнув нового. Есть личная история, которую все время пытаются заглушить внешние обстоятельства и окружающий мир. Они соблазняют художника “материальным комфортом” прежнего. Того, что уже было им создано. Он и сам им комфортен в этом прежнем своем состоянии. Ничего нового они не хотят.
И перед художником встает дилемма, следовать своей внутренней истории, которая открывает в нем все новые и новые территории собственного внутреннего мира или же поддаться дьявольским искушениям окружающего мира в купе с собственными желаниями и страстями. Решение приходит неожиданно. Самоубийство. Художнику необходимо покончить с собой прежним, преодолев страх собственной смерти (о котором и Гамлет говорит в своем знаменитом монологе).
До этого ритуального самоубийства ни о каком “новом” творении и речи быть не может. Все построенные декорации рушатся, все предыдущие пробы актеров отправляются в мусор. Но, стоит только “выстрелить в висок” себе прежнему, как появляется “надежды маленький оркестрик под управлением любви” к своей Истории. И съемка начинается. А художник занимает равноценное место среди остальных действующих лиц и ролей, вплетая себя в бесконечный хоровод представления, который и создаст что-то новое… Такое необходимое и желанное.