За первые восемь месяцев 2022 года татарстанцам выдали автокредитов на сумму 17,1 млрд рублей – на 40,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (тогда было выдано 28,9 млрд). При этом республика занимает 5-е место среди 30 российских регионов. На первых четырех местах расположились Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край.
Эксперты НБКИ сравнивают ситуацию с выдачей автокредитов с ситуацией 2020 года. Так, объемы выданных кредитов на покупку автомобилей в текущем году совсем немного уступают «пандемийному» 2020 году. И все же в сравнении с прошлым годом падение выдачи в этом сегменте существенное, и это объясняется не только ростом рыночных ставок в марте-апреле, но и общим дефицитом новых автомобилей.
- В целом банки продолжают придерживаться консервативного подхода при кредитовании граждан и выдают автокредиты тем из них, значение Персонального кредитного рейтинга которых находится на высоком уровне. При этом, несмотря на активное снижение Банком России ключевой ставки и удешевление кредитов в последнее время, ситуация в автокредитовании все еще остается достаточно непростой. В то же время восстановлению как сегмента автокредитов, так и всего авторынка может способствовать возобновление в июле государственной программы льготного автокредитования, - сказал директор по маркетингу НБКИ
По данным компании «ТрансТехСервис» (ТТС), в сентябре 2022 года в автосалонах сети продали 784 новых автомобиля, в то время как в августе компания реализовала 652 автомобиля. В сентябре в ТТС купили 1 443 автомобиля с пробегом, а месяцем ранее - 1 722. В рамках холдинга уже несколько месяцев подряд лидирует бренд LADA: в сентябре продано 282 отечественных автомобиля. На втором месте Renault – 127 машин, на третьем – KIA с результатом 109 проданных авто. В премиум-сегменте счет идет на единицы: в сентябре в ТТС купили 8 китайских кроссоверов Exeed, 7 BMW и 2 Audi.
- В рамках ТТС большей популярностью в сентябре пользовались Lada, Reno и Kia, поскольку это самые доступные авто на сегодняшний день. Также растет популярность китайских брендов - HAVAL, EXEED, CHERY, - перечислили в пресс-службе.
Параллельный импорт находится на стадии зарождения – по статистике общей емкости автомобилей, ввезенных в страну физлицами, составляет всего 5% от всего количества проданных автомобилей в России.
Напомним, что в июле Минпромторг РФ возобновил программу льготного автокредитования. В программах льготного автокредитования участвуют все модели УАЗ, LADA, ГАЗ, КАМАЗ, УРАЛ стоимостью до 2 млн рублей, а также все электромобили марки Evolute, произведенные на заводе «Моторинвест» в Липецке.
Для молодых семей автокредит с государственной помощью может стать возможностью приобрести автомобиль по установленной процентной ставке, но с субсидией от государства. Для того, чтобы стать участником программы, есть несколько условий: в семье должен быть один или более детей младше 18 лет, у заемщика должно быть водительское удостоверение, заемщик должен быть гражданином РФ, а также не иметь иных кредитных договоров на приобретение машины за 2020-2021 годы. Масса покупаемой машины не должна превышать 3,5 тонны, а стоимость - 2 000 000 рублей (до июля 2022 года было 1,5 млн рублей). Автомобиль должен быть новым, ранее не стоять на учете в ГИБДД - 2020 или 2021 годы выпуска. Дата выдачи ПТС - не ранее 1 декабря 2020 года.
По словам начальника управления продуктовой политики департамента розничного автокредитования «Росбанк Авто» , благодаря таким факторам, как отложенный спрос, сформированный во II квартале, снижение ключевой ставки и, как следствие, процентных ставок по автокредитам, активная поддержка отечественных автопроизводителей и совместные программы с китайскими производителями, повышенный спрос на автомобили с пробегом, «Росбанк Авто» отметил увеличение объемов продаж в III квартале. В целом результат сопоставим с данными за аналогичный период прошлого года.
- Дальнейшее поведение спроса заемщиков будет во многом зависеть от изменения геополитической ситуации, - сообщил Бессонов.
В пресс-службе ВТБ KazanFirst сообщили, что в августе-сентябре продажи автокредитов в Татарстане достигли 785 млн рублей, что в два раза превысило результат за апрель-май.
- Помимо доступных условий финансирования спрос клиентов в этот период стимулировала льготная программа, которая позволяет получить существенную скидку на автомобиль. В первый осенний месяц ВТБ в Татарстане выдавал по ней каждый четвертый автокредит, объем льготных сделок в этот период составил около 100 млн рублей и превысил результат августа на 56%. Всего с момента старта работы по госпрограмме ВТБ в Татарстане предоставил клиентам финансирование на покупку нового транспортного средства 166 млн рублей, - заметили в пресс-службе банка.
Руководитель подразделений кредитования и страхования сети автосалонов Fresh Auto сообщила, что в октябре 2022 средний размер выданных автокредитов на автомобили с пробегом составляет более 2 млн рублей, это больше чем за аналогичный период прошлого года более чем на 20%.
- При этом если до августа мы видели, что многие игроки планомерно снижали ставки по автокредитам вслед за движением ключевой, то сейчас геополитическая ситуация влияет и на финансовый сектор и ставки вновь показывают рост. Пока это не играет большого значения и негативно не отражается на спросе. Так, например, в нашей компании динамика положительная: доля автомобилей с пробегом, проданных в кредит, выросла на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, - добавила Бондарева.
Хорошим дополнением стало то, что в июле программы государственной поддержки не только были возобновлены, но в сентябре пополнились новыми автомобилями, которые можно приобрести в рамках льготного кредитования, например, таким автомобилем стал Haval Jolion. По словам эксперта, субсидии программ до сих пор не исчерпаны и приобрести авто можно, однако остается проблема дефицита. Так, в сентябре текущего года продажи новых авто сократились на 59,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
- У дилеров осталось всего чуть больше 300 автомобилей одного из самых востребованных доступных автомобилей - Volkswagen Polo, а Volkswagen Touareg еще меньше. На фоне нехватки новых авто дорожают даже те модели, которые продолжают поставляться в Россию, - корейскую Kia Picanto не купить дешевле 1,4 млн рублей, седан Hyundai Solaris стоит 1 408 000 рублей, что на 163 тысячи рублей выше, чем в начале сентября 2022 года, - сказала Бондарева.
При этом до начала частичной мобилизации и завершения сезона летних отпусков спрос на новые автомобили начал восстанавливаться. Так, в июле 2022 года было реализовано 32 412 новых авто, тогда как в мае и июне - 27 761 и 24 268 единиц соответственно.
Эксперт признала, что параллельный импорт, как и другие меры, предпринимаемые правительством и дилерами России, пока не решает в полном объеме проблему нехватки новых автомобилей на рынке страны, соответственно, ждать снижения стоимости на представителей данного сегмента в текущем году не стоит.
- В целом изменение логистических цепочек, даже в рамках параллельного импорта, существенно влияет на конечную стоимость автомобиля, поэтому к концу 2022 года можно ждать 60% снижения объемов продаж новых авто, - спрогнозировала Бондарева.
Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций»напомнил, что продажи новых автомобилей пережили шоковое падение на 80% в марте, но к сентябрю частично восстановились. Разрыв по сравнению с предыдущим годом сейчас составляет 60%. Восстановление связано с ростом продаж упрощенных моделей отечественных марок (в основном АвтоВАЗа), а также ростом реализации привозных китайских автомобилей (собираемых не в России).
Эксперт не удивлен лидерским позициям Татарстана по объему выданных кредитов среди регионов РФ. Республика - один из лидеров по размеру экономики (ВРП) и городскому населению среди регионов.
- Так, сопоставимые с ним Ростовская область и Краснодарский край гораздо более сельские, а кредиты на авто - это типично городская услуга. Строго говоря, Татарстан по объему продаж всегда идет следом за столицами, уступая иногда лишь Свердловской области. Сейчас весь рынок России упал, и пропорционально он упал в регионах. Лидеры продаж при этом остались все равно лидерами, - заметил Емельянов.
В мае-июне падение продаж новых автомобилей в России достигало 82-84%, а в августе-сентябре – около 60%. Эксперты подчеркивают: пока что можно говорить только о замедлении темпов падения продаж, а не об оживлении рынка. Емельянов же считает, что пока речь идет о частичном замещении одних марок другими и восстановительном росте после мартовского падения. Место западных брендов занимают местные и китайские, и это позволяет рынку расти уже полгода от низких уровней марта.
- Если говорить об объемах продаж в рублях и в штуках, то при тех темпах роста, которые были последние полгода, рынок мог бы восстановиться уже через год. Но это при условии, что есть спрос и предложение: доходы населения не падают, кредитные ставки комфортные, автосалоны не пустуют, продажи запчастей налажены. На деле это вряд ли случится так быстро. В августе произошло новое снижение продаж (по сравнению с июлем) по всей России. Сентябрь немного выправил эту статистику, но не существенно. Провал более чем на 60% год к году сохраняется, - обратил внимание Емельянов.
Эксперт добавил, что в настоящее время падение автокредитования составляет всего 40%. Это говорит о том, что население активнее пересаживается на подержанные автомобили, в том числе западных марок. Это более вероятный путь развития российского авторынка - по аналогии с Ираном, Венесуэлой, Кубой.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» объяснил значительное количество выданных автокредитов в Татарстане несколькими факторами. Во-первых, в республике оставалась нормальная ситуация с доходами населения, что позволило покупать автомобили, пусть и с использованием заемных средств. Во-вторых, в республике сохранилась инфраструктура автомобильного рынка, остались автосалоны, куда человек мог прийти и приобрести автомобиль. В-третьих, это могло происходить благодаря развитому финансовому рынку в регионе, высокая конкуренция среди банков заставляла их предлагать выгодные условия заемщикам, что отразилось на количестве выданных кредитов на покупку автомобиля.
- Разнообразие на отечественном автомобильном рынке сохранится, потребители могут приобрести разные марки. В стране остается значительное количество автомобилей временно ушедших брендов, состояние их разное, но их вполне могут продавать и покупать. В стране остаются российские производители - их продукция востребована на автомобильном рынке. Могут закрепиться на отечественном рынке и производители автомобилей из других стран - их продукция может найти спрос у потребителей. Не исключено, что параллельный импорт может способствовать насыщению отечественного рынка автомобилями разных марок, - рассуждал Баранов.
Летом, выступая в Государственной Думе, вице-премьер и министр промышленности РФ спрогнозировал, что по итогам 2022 года в стране на 50% сократится объем производства и продаж легковых автомобилей. Но в стране запущены различные меры поддержки отрасли, что может изменить ситуацию. Так, с июля Минпромторг РФ реализует две программы льготных автокредитов – «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Ряд категорий граждан по этим программам могут получить скидку от 10 до 25% на первый взнос при покупке нового автомобиля российского производства стоимостью до 1,5 млн руб. Также запущены следующие программы льготного лизинга: «Доступная аренда»; «Российский тягач»; «Свое дело»; «Российский фермер». Эксперт не исключает, что эти меры поддержки повлияют на рынок и удастся сократить названные главой Минпромторга РФ цифры уменьшения объемов производства до 30-35% по сравнению с прошлым годом.
Председатель правления Машиностроительного кластера Татарстана, сопредседатель реготделения «Партии Роста» подтвердил, что после объявления санкций в России остались только автомобили отечественных марок. Но даже российские машины нуждаются в комплектующих, которые производились за рубежом. Таким образом, объемы автокредитования сократились вслед за сокращением предложения. Количество машин и комплектующих, которое завозят по параллельному импорту, по словам Майорова, совсем незначительное.
- Сейчас можно купить любую машину, если найти способ, как ее провезти. Но ценники на эти машины в разы превышают значения, которые были. Но если хочется, то можно. Это цена вопроса, - прокомментировал Майоров серые схемы завоза автомобилей в Россию.
В отношении производства комплектующих и запчастей эксперт считает важным двигаться в сторону технологического суверенитета, как это делал Иран. Поскольку «дружественные» страны оглядываются на США и ЕС, полагаться на их помощь не стоит, уверен Майоров.
- Россия занимает всего 2% от мирового рынка, поэтому западные страны так легко пошли на санкции. Наш рынок мало интересен для кого-то, и рисковать из-за этого никто не хочет, - пояснил собеседник.
Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» обратил внимание, что в данных НБКИ еще не отражены процессы, связанные с мобилизацией, которая, безусловно, повлияет на потребительскую активность. По мнению эксперта, население сейчас в целом не склонно к приобретению дорогостоящих активов – это заметно не только по рынку автомобилей, но и по рынку недвижимости. Влияют на рост предложения и миграционные процессы, которые происходят в том числе и в Татарстане.
Эксперт считает, что для восстановления спроса должна произойти стабилизация геополитической ситуации, поскольку долгосрочное планирование сейчас невозможно.
- Нужно учитывать, автомобили, которые есть сейчас, нуждаются в ремонте. И сейчас подходит тот момент, когда те автомобили, которые требуют технического обслуживания, упираются в запчасти. Параллельный импорт отчасти закрывает этот вопрос, но люди сейчас не склонны рисковать, покупать активы. Нужно время на осознание того, что происходит, чтобы население пришло в состояние покоя. Только тогда можно заниматься планированием, - резюмировал Галямов.