Найти тему
Телеканал «СОЮЗ»

Кто сам без греха, пусть первым бросит камень

«Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин 8:7)

Это одно из многих изречений Иисуса Христа, призывающих к милосердию и неосуждению ближнего и запрещающих ханжество. Кто не слышал, как люди, прося относиться снисходительнее, говорят: «Кто сам без греха, пусть первым бросит камень»? Господь Иисус Христос сказал это, когда к Нему иерусалимские книжники привели женщину, уличенную в прелюбодеянии (супружеской измене), и спросили Его мнения, следует ли побить ее камнями. Спрашивали они это для того, чтобы, перетолковав ответ Иисуса, найти повод обвинить Его. Обратимся к самому первоисточнику — Евангелию.

Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии. П. Брейгель-старший
Христос и женщина, взятая в прелюбодеянии. П. Брейгель-старший

Происхождение выражения

В каноническом тексте Евангелия от Иоанна оно находится в 8-й главе, стихи 3-11:

Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

На церковнославянском:

Приведоша же книжницы и фарисее к Нему жену в прелюбодеянии яту, и поставивше ю посреде, глаголаша ему: учителю, сия жена ята есть ныне в прелюбодеянии: в законе же нам Моисей повеле таковыя камением побивати: ты же что глаголеши? Сие же реша искушающе его, да быша имели что глаголати Ннань. Иисус же долу преклонься, перстом писаше на земли, не слагая (им). Якоже прилежаху вопрошающе его, восклонься рече к ним: иже есть без греха в вас, прежде [первый] верзи камень на ню. И паки долу преклонься, писаше на земли. Они же слышавше и совестию обличаеми, исхождаху един по единому, наченше от старец до последних: и оста един Иисус, и жена посреде сущи. Восклонься же Иисус и ни единаго видев, точию жену, рече ей: жено, где суть, иже важдаху на тя? ни кийже ли тебе осуди? Она же рече: никтоже, Господи. Рече же ей Иисус: ни аз тебе осуждаю: иди и (отселе) ктому не согрешай.

Прелюбодеяние, то есть  связь с женатым мужчиной или замужней женщиной, было одним из наиболее тяжких преступлений в законе Моисея — основном законе Израиля. За этот грех полагалась смертная казнь обоим участникам, и мужчине, и женщине (Лев 20:10).

Иерусалимские книжники, задавая Христу вопрос, были фарисеями — представителями уважаемого в Иудее религиозного движения. Они с вниманием к мелочам исполняли все ритуалы, предписанные не только Ветхим Заветом, но и «Устной Торой» — преданиями их авторитетных раввинов. Множество правил и условностей были для них важнее реального соблюдения воли Божией. Впоследствии слово «фарисеи» стало нарицательным: так называют лицемерных людей. Иисус Христос видел, что многие фарисеи, хотя кажутся праведными, милостивыми, гуманными, на самом деле жадны, злы и завистливы, и обличал их за это. Поэтому они давно уже копили ненависть к Иисусу и думали о том, какой бы хитростью погубить ненавистного им Проповедника.

В этот раз они  воспользовались удобным случаем, чтобы задать Иисусу Христу вопрос, на который, казалось, нельзя ответить так, чтобы не дать повода к обвинению. Они рассчитывали, что Учитель либо одобрит побиение камнями, либо запретит это делать. Если бы Иисус отменил приговор, они бы обвинили Его в том, что Он сознательно нарушает закон Моисея. Как можно оправдывать пойманную с поличным прелюбодейку и при этом не противоречить писаному закону? Но если бы Иисус осудил ее на смерть, то от Него отвернулись бы Его последователи, которые любили Его за безмерное милосердие даже к отверженным грешникам. Более того, право казнить и миловать, принадлежавшее верховному судилищу, было отнято у иудеев при римском владычестве (Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, Ин 18:31). Недоброжелатели немедленно донесли бы Пилату, римскому наместнику Иудеи, что Некто присваивает это право, а может быть, и оклеветали бы, что Он провозгласил себя Царем независимой от Рима Иудеи.

Искушенный в книжном учении фарисей мог бы найти выход в тонкостях процессуального права. Но Сын Божий говорит прямо, и слово Его доходит до сердца. Он призывает к исполнению Евангельского учения, происходящего от Отца Небесного. Кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин 8:7). Иными словами, если бы обвинители были последовательны, они бы вынесли такой же приговор сами себе.

И совесть фарисеев, еще не до конца уснувшая, ожила. Чувство вины за грехи заставило их проявить милость, и они оставили женщину наедине с единственным безгрешным — Богочеловеком. Иисус, воплощенное милосердие, простил грешницу и отпустил ее с миром.

В наше время фраза «Кто сам без греха, пусть первый бросит камень» приобрела новые смысловые оттенки. Так, например, люди защищают себя от обвинений в каких-то мелких провинностях, ведь у каждого человека есть свои слабости. Или же некто выражает уверенность в своей правоте. И. Ильф и Е. Петров в «Двенадцати стульях» употребили выражение в шутку: «Кто скажет, что это (Ипполит Воробьянинов. — Прим. ред.) девочка, пусть первый бросит в меня камень!»

Но это изречение принадлежит прежде всего не повседневной речи и не популярной литературе, а учению Иисуса и Церкви. Оно обращено к тем, кто строг к недостаткам других и прощает себе многое, и призывает не торопиться осуждать других, если сами виновны, а прежде всего бороться со злом в собственной душе.