- В начале года Вы закончили, так называемую, родословную повесть. В ней вышло три части. Расскажите подробнее о работе.
- Да, действительно, недавно завершил третью часть одной истории, посвящённой моему пониманию происходящих событий, связанных с жизнью родственников. Это скорее всего моя попытка выговориться, открыть душу, исповедоваться. По сути вышла небольшая повесть, вдвое меньше по объёму чем «Чужие грехи» или «Погружение». Но в родословной повести рассказывается о создании разных произведений и моей любви к семье, в которой я вырос и как мне даётся тяжело создание собственной семьи. Работа началась спонтанно. Работая в такси познакомился с одним парнем, открывшим магазин подарков рядом с базой такси. Я быстро подружился с Сергеем Чертиновым, и мы начали сотрудничество: я делаю доставки его товара и иногда помогаю ему в магазине когда Сергей работает в спасательной службе станицы. Вот так однажды в ноябре я пришёл в магазин и начал делать небольшой набросок истории из собственного детства с воспоминанием о хуторе Сухоозёрный, в котором мои дед и бабушка прожили 18 лет. Текст как снежный ком: чем больше пишешь, тем больше он становится. Начав писать смог остановиться только через полгода, затем понял, что не высказал о сегодняшнем дне и начал вторую часть, а после накопился материал и на третью историю. Во время работы над ней пришло понимание, что материала накопилось уже на дополнения к первой и второй частям. Когда данные подтвердятся или опровергнутся начну три повести компоновать в единую повесть.
- В повестях говорится много о доме, родной улице, станице.
- Да дом, улица, станица – неотъемлемая часть моей скромной жизни. Для меня дом в котором я вырос – святая земля. Я долго учился любить этот маленький участок земли. В последние годы из-за работы я многих дел не успеваю сделать, но всё равно мне всякий раз хочется побыть дома, чем мчаться куда-то за тридевять земель. Человек становится счастливым там, где он может обустроить собственное счастье.
- Читая ваши произведения я задавалась одним вопросом: с кем вы живёте ментально?
- В моём доме живут сотни человек из моего внутреннего мира. Здесь и музыканты, и художники, и писатели, и поэты и десятки лирических героев, повлиявших на моё мировоззрение. Обо всех подробно можно будет прочесть в повести «Сердце нараспашку», если я конечно её когда-нибудь создам. Ну как можно не впустить в свой дом Константина Паустовского? Для меня он один из величайших писателей. Я восторгаюсь каждым написанным им словом. Или как я могу не впустить с свой дом Валерия Кипелова? На песнях группы Ария я стал думающим человеком. И таких людей сотни. Когда я пишу, или фотографирую они все будто смотрят на мой затылок.
- Вы действительно думаете, что этим людям есть дело до вас?
- Нет им дела до меня. Это только мои ощущения, мой стимул и моя шкала роста. У каждого человека свои ценности и свои столпы мироздания.
- Вы верите в реинкарнацию?
- Законы вселенной нам неизвестны. Существует ли перерождение душ – неизвестно. Растительность произрастает в основном на хорошо удобренной земле. А любые удобрения – это остатки от предыдущей формы жизни. Дерево порождает листву, листва падает перегнивает и даёт пищу для дерева… ну и так далее. Мне понравилась фраза, которую сказал один мужчина: «Меня продолжает мой сын, внук продолжит жизнь моего сына». Не знаю как яснее выразить эту мысль. (смеётся).
- А если нет того, кто сможет продолжить?
- Жизнь изворотливая и бессмысленная. Если нет, то все труды напрасны и всё уходит с умирающим человеком. Ведь много тайн и навыков умершие люди унесли с собой и новые поколения заново открывают утраченное. Человек приспосабливается ко всему и находит смысл в каждом своём деле или бездействии. Так нас создала природа и так мы воспитываемся в человеческом социуме.
- Всё-таки природа или Бог?
- Каждый понимает это в меру своего разумения. Человечеству известно тысячи имён различных богов. Последователи этих культов считают истинными только того, кому поклоняются. Бог – часть природы человеческого понимания мира. Природа – понятие значительно обширнее и глубже. Об этом говорит философия, современная литература, музыка и наука. Бог – стержень в мировоззрении огромного количества людей и с этим фактором необходимо считаться. Природа породила вселенную.
- У вас об этом рассказано в рассказах Крылатый страж, Небо ноября, Песчинки неба.
- Всё моё творчество — это способ безмятежно познавать мир, окружающий нас. Бунтарство должно быть в реальной жизни в полном понимании своих действий, чувств, эмоций. Не переношу фразу: «Не мы такие – жизнь такая». Люди так легко перекладывают ответственность за свою жизнь на общество и даже не задумаются о собственной ответственности за самих себя. Обвинять других легче, это способ оградить себя от реального, честного разговора с самим собой. Хотя глядя на многих своих знакомых я давно понял, что многим людям этот разговор с самим собой без надобности. Смотрит в себя тот, кто знает что он из себя представляет. Крайне часто можно встретить различных националистов, которые думают что они принадлежат к какой-то высшей нации, и кичатся национальными традициями, устоями и суевериями. Со стороны это выглядит смешно, поскольку у каждого народа есть свои герои и свои подонки и по-другому не будет никогда. Нет чистых и грязных народов. Люди могут рожать от кого угодно и не париться о том, как это оценивается другими. Нация – это более культурная среда, чем физиологическая.
- О чём мечтаете написать?
- Самое сложное в написании – это достоверность описываемых событий. Нужно чётко понимать о чём пишешь и детально понимать все темы, поднимаемые в прозе. Писатель – это человек, который должен в совершенстве знать и уметь делать всё, о чём пишет. Я только недавно к этому пришёл и уже год нахожусь в ступоре и боюсь своего понимания.
- Ваше отношение к национализму?
- Отрицательное. Нельзя одних людей считать чистыми а других грязными. Если в колбы набрать кровь разных людей и дать националистам выбрать из предоставленных кровь своей национальности то никто не сможет отличить кровь по национальному признаку. Сегодня очень популярен национализм в мире и каждая нация заражена этой болезнью. Нужно учиться избавляться от этого страшного недуга.
- Жизнь реальна или это чей-то вымысел?
- Бог не познаваем – так вроде звучит эта идея. Мы не знаем достоверно размеры вселенной и что за её пределами. А если предположить, что наша вселенная лишь нейрон в чьём-то мозгу или же молекула с кружащими вокруг центрального ядра атомами, то мы можем уйти в бесконечные глубины пустословия. Порой думаю, что
- Кто из исторических героев вам близок?
- Таких людей много и о каждом не расскажешь. Савонарола наверное. Он почему-то первым в голову пришёл. Он воплощал в явь свою мечту, за что и поплатился… вообще исторические герои очень эфемерны. Мы их знаем с канонической, общепризнанной стороны. Какими были люди на само деле не знает никто. Ведь и каждый из нас становится самим собой только в одиночестве.
- Представляете ли Вы кино по вашим произведениям?
- Тяжёлый вопрос. Современное российское кино довольно поверхностный вид искусства. Нет в игре актёров погружения. А в режиссёрах глубины. Если будут снимать фильм по моим рассказам. Я бы хотел его видеть либо чёрно-белым. Либо с очень медленной сюжетной линией, чтоб было больше природных пейзажей и инструментальной музыки.
- О чём желаете написать?
- Я люблю писать о людях. Об их жизнях и природе. Сейчас нет особых планов для новой литературы. Я думаю что творчество должно светить из глубины души и тогда оно вырывается чётким представлением того о чём нужно писать. Я сейчас пишу мало, в основном то, что начато давно и ждёт моего внимания. Новых произведений я не начинаю. Пока я ещё не завершил историю о переселении казаков в мою родную станицу и не заморачиваюсь о новой тематике. Нужно высказать все свои мысли, в истории, которую я дописываю. Мне нужно ещё полторы главы, чтоб поселить казаков в моей ментальной станице, чтоб читатели верили моим словам, а историки не смеялись над написанным. Когда читаю произведения местных писателей нахожу много топографических ошибок, ошибок в датах и фактах. Не хочу выдумывать свою историю заселения казаков, а хочу пересказать художественным текстом историческую эпоху середины двадцатых годов девятнадцатого века. Благо достоверных источников сейчас много и они совсем не ангажированы в отличии от оценок Гражданской войны.
- Есть ли задумки писать о родной земле?
- Есть. Но нельзя об этом говорить. Можно перегореть определённой темой, а читатели будут ждать. Словом нужно дорожить, а не трепать языком как веником. Сейчас многие альтернативно мыслящие люди утверждают, что их народы произошли от потомков инопланетян. Об этом хочется написать эпическое полотно, но ведь многие же потом и меня в это число запишут. А мне бы не хотелось стать частью какой-то общности. Я люблю быть в одиночестве, обособленно от других: рядом, но не вместе.
- Творчество должно приводить к славе и известности?
-. Если приведёт, то будет замечательно и работать тогда не придётся. А пока об этом не задумываюсь.
- Каков твой читатель?
- Как и многие другие творцы я придерживаюсь мнения, что случайных и поверхностных читателей не должно быть. Если человек, прочитав и закрыв рассказ, не вспомнит ни имени литературного героя и не поймёт идеи, заложенной автором в произведении, то для чего он нужен автору?
- Читатель, который любит анализ – редок.
- Не каждому дан дар понимания чужой мысли, не каждый умеет соприкасаться с вымышленным миром художественных произведений, так зачем тратить своё время на разъяснение и толкования текстов для тех, кто не готов их воспринимать? Представьте Толкина, который вместо создания своих величайших книг бесконечно пояснял бы и доказывал право на существование всех созданных им народов, рас и божеств. Также и каждый автор должен творить и создавать, а общество со временем оценит, или же сотрёт его творения. Многие мои знакомые читая мои рассказы часто пытаются советовать свои сюжетные ходы, мысли и идеи, но пасуют перед встречным предложением написать свой собственный рассказ. Литература – это зеркало автора и важно не делать его кривым. При чём мои рассказы – не праздная литература для досуга. Я не знаю почему, но мои рассказы получаются сложными для понимания и в каждом из них залежи всевозможных смыслов, эмоциональных зёрен и посылов.
Сентябрь-октябрь 2022
Беседовала Инга Ивлева