Чем чаще всего обеспокоены родители?
Как одет, обут, в какой школе учится, какие у него отметки. Родитель хочет, чтобы его ребенок добился успеха, чтобы жил в достатке, поэтому , обрастая недвижимостью, говорит себе: " Вот, детям достанется".
А что достанется им из нашего духовного богатства?
Что мы дадим им, какое такое сокровище, чтобы они передали это своим детям, а те - своим? Какую жизненную установку, принципы?
Моя знакомая имела однажды неосторожность прийти в школу без маникюра, накануне ударно поработав на даче, так ей девочка в 5-м классе и говорит:"Стою и любуюсь вашими ногтями",и серьёзно так, как взрослая. Она, как взрослая, язвит. А девочке ведь только десять. Друг моего сына с восторгом рассказывает о том, как он грабит и поджигает машины в электронной игре... На вопрос :"Зачем ты это делаешь? "Он отвечает:" Просто, весело".
Дети привыкают, что вокруг всё просто и весело. В интернете как-то обсуждался ролик, я была в ужасе. Девочка лет двенадцати, чтобы словить популярности или просто, потому что "весело",на камеру должна была разрубить котёнка. Девочка такая симпатичная, опрятная, стоит, мило смеётся, за кадром также непринуждённо смеётся её подружка. В итоге она всё сделала, замазали ужасы...
Очень страшно, что будет с душами наших детей. Больно и тяжело наблюдать, как
хамство становится прикольной чертой характера, элементом свободы и раскрепощенности.
Ребёнок умирает в человеке. Сам человек идёт дальше, растёт, развивается, но ребёнка в нём нет.
Не в речевых формулах дело, не в интеллекте, а есть внутри каждого из нас ребёнок, чистый, добрый, непосредственный, он ещё верит в добро, но он не глуп, он жалеет живое, он правдив, ему противно все лживое
Он искренен и чист.
Где он?
Да, а зачем ему быть здесь? Ему в этом мире нет места, он будет среди всех прочих умников со своим взглядом выглядеть, как Иван в сказке дураком или как князь Мышкин - идиотом.
Не об интеллекте речь, а об их наивном по-детски взгляде на мир, об их вере в чудо, в добро. Не глупость ли это с позиции общества?
Серьёзно, очень много такого вредительства в интернете, где говорится, что сказки делают человека тупым. Они специально писались для низших слоёв, чтоб, короче говоря, тихо сидели и не развивались дальше. Но в сказках очень много полезного, на самом деле. В этих простых и даже, кажущихся взрослым глупыми сюжетах, зашито много чего непростого: житейские формулы и нравственные выводы, которые прорисованы через образы, через метафору.
У меня есть ученики, которым тяжело разглядеть метафору в тексте.
Излюбленный упрёк с их стороны примерно выглядит так:"Да что же прямо нельзя было сказать! "
Нельзя. Мозг лучше запоминает образ, а не речевую формулу, а метафора как раз и есть носитель определённого образа.
Конечно, неумение детей распознавать метафору плавно вытекает из их нежелания читать книги. А сейчас это явление, к сожалению,распространено повсеместно. Читая книги, обсуждая ситуации, героев, мы развиваем душевное устроение наших детей, развиваем их эмпатию, их способность видеть оборотную сторону вещей, способность, как говорят, зрить в корень.
Увидеть метафору, то есть способность разглядеть в иносказательном высказывании смысл, это способность мыслить в трёхмерном ключе. Теперь эта способность постепенно отрафируется, и дети, напичканные фактами, становятся роботами, теряя человеческое.
Умение облекать в метафору и постигать её смысл - это значит точнее и полнее воспринимать мир вокруг себя.
Среди своих учеников мне также встречаются те, кому сложно сопереживать героям. В сказке кто-то заболевает, умирает, терпит несчастье, - они найдут, над чем посмеяться. Возможно, они настолько привыкли к лёгкости, к радостям жизни, что для них психологически становится невозможным испытывать противоположные эмоции. Но, неумение сопереживать героям в книге, равно, как и в игре, рано или поздно отзовётся такой же неспособностью делать это в жизни. Потому что в чтении и в игре мы ассоциируем себя с этими персонажами, а потом переносим всё в жизнь. Вот и вспомнишь строки из песни Высоцкого:
"Если путь прорубая отцовским мечом, Ты солёные слёзы на ус намотал, Если в жарком бою испытал что почём, — Значит, нужные книги ты в детстве читал!"