Блюз вечен. Рок вечен. Значит, блюз-рок вечен дважды. Как такое возможно и бывает ли двойная вечность? Сам не знаю...
Давайте лучше спросим у Сергея Беляева. Он в блюз-роке отлично разбирается, пусть нам расскажет. Ему слово.
Итак, друзья, ПДД начала '60-х строгостью не отличались: блюз-рок группы начали плодиться, стагнировать, попадая в ДТП, реанимироваться, умирать, загнивать и т.д.
Ежемесячно в центре всего этого бурного процесса, в ЛОНДОНЕ, образовывались ДЕСЯТКИ новых команд. Некоторые распадались тут же. Другие - came for good. "НАВСЕГДА". (С)
Одними из первых плавно вывели ручки на максимальную громкость в июле 1967-го молодые, но опытные Питер ГРИН и Джереми СПЕНСЕР. Оба с голосами. И оба гитаристы. Грин при этом еще дудел в гармонику, а Спенсер баловался клавишами. Небезызвестный многим Роберт "Боб" Браннинг был нанят в качестве басиста ушедшим от Джона МЭЙОЛЛА Грином вместо колебавшегося уходить-не-уходить от Патриарха Джона МакВАЯ, в честь которого уже состоялась ВТОРАЯ часть названия НОВОЙ группы...
Вскоре МакВай заявил, что Мэйолл ведет "БлюзБрейкеров" "не туда! в сторону джаза!" И таки осталось дождаться БАРАБАНЩИКА для ПЕРВОЙ половины названия. Майкл "Мик" ФЛИТВУД, как вы сами понимаете, "застучал".
В итоге, ПЕРВАЯ, она же БЛЮЗ-РОКОВАЯ, инкарнация Мастодонтов записала ПЕРВЫЙ, "блюз-горизонтальный" - это название лейбла, - албум.
Басуха Браннинга слышна лишь на "Кобыле". Ее ржание и послушаем...
До 1975-го, когда "Fleetwood Mac" полностью отойдут от блюз-рока в пользу коммерции, они ещё успеют нас порадовать своими блюзовыми откровениями. И мы никогда не забудем АУТЕНТИЧНУЮ гриновскую "Чёрную МАГИНЮ"...
ЕЩЕ НЕМНОГО ГЕОГРАФИИ...
Ноттингем, Корк (Ирландия), снова Лондон, Бирмингем...
Многие, сопоставив топонимы и ГОДЫ - 1966-1968, - уже догадываются о том, КТО сейчас прозвучит. Не будем вас разубеждать, друзья. Вы абсолютно правы.
Если "Mac" играли, в сущности, чистый ЧИКАГСКИЙ блюз, то палитра блюз-рока постепенно - вместе с географией - расширялась, инкорпорируя подчас весьма сложные элементы из рока прогрессивного.
Сейчас послушаем "отгаданных".
Итак, "Ten Years After". Ноттингем. Позже - резиденты знаменитого "Marquee". Элвин ЛИ сотоварищи.
RIP тем, кто ушел от нас...
Великий Вильям Рори ГАЛЛАХЕР... Ирландец, один из создателей британского ПРОГРЕССИВНОГО блюз-рока. Бессмертная группа "Taste", "ВКУС"...
И тоже - RIP.
Юго-Запад Лондона, Бэттерси. Год 1965-й. "Savoy Brown Blues Band". Два последних слова потом отбросят. Вечно меняющийся состав под водительством гитариста Кима СИММОНДЗА. К счастью, ещё жив. Единственный, кто прошел путь "Савоя" от основания до СЕГО дня. Группа НЕ распущена!
А путь был ТЯЖЁЛ...
Как видите, все больше и больше в блюз-роке становится элементов psychedelic. Кстати, "Savoy Brown" в Америке были более известны, нежели в Британии, если говорить о '60-х - начале '70-х
Назвавшиеся в честь прорывного альбома Джимми Смита - о нем нужен отдельный рассказ - "Chicken Shack", "Цыплячья Лачужка", если буквально, образовались в классическом виде трио также в 1965-м. За этой формацией стоят мощные фигуры Стэна УЭББА и Кристины ПЁРФИКТ, позже - МакВАЙ. Тесен мир блюз-рока. Особенно, если пережениться и повыходить замуж друг за друга...
Мы поставили вам, друзья, самую их известную композицию, которую Кристина успела записать до своего перехода к мужу, во "Fleetwood Mac".
Мы обязаны вспомнить и еще одних МОНСТРОВ. "Свободных" от всех условностей в блюз-роке.
Речь, конечно же, о великих "FREE"!
Оформившись как квартет с помощью еще одного Патриарха, Алексиса КОРНЕРА, имя им, кстати, придумал тоже он, - они сыграли свой первый концерт только в апреле 1968-го, претендуя, таким образом, на отнесение их уже ко "второй волне" блюз-бума в Британии '60-х. Впрочем, самим Косс-Кёрк-Роджерс-Фрейзер это было тогда всё равно... Молодым хотелось играть. И играть ТЯЖЕЛО. Неслучайно "Free" традиционно относят к одним из основателей хард-рока. Блюз-рок в чистом виде присутствует лишь на первом лонгплее. С которого мы послушаем еще кое-что...
Перед тем, как перекочевать в Америку и посмотреть на формирование блюз-роковой сцены на той стороне Атлантики, заглянем еще к одним ветеранам ПРОГРЕССИВНОГО блюза - термин, кстати, изобрели коллеги из "NME" - голландцам "Livin' Blues"...
Гаага. Год 1969-й. Один из немногих континентальных бэндов тех лет, взявший за основу своего саунда американский блюз. Затем они его утяжелят, затем внесут более мягкие элементы... В СССР группа была и остается в РФ эталоном высокого качества блюз-рок-звучания.
О "Cuby + Blizzards", еще одной известной голландской формации, создавшейся даже ранее, и тоже - при участии Алексиса Корнера, - в следующей Серии, друзья! Перед самолетом в Нью-Йорк!
Пока, БЛЮЗ-РОКЕРЫ и РОКЕРШИ!!!
Сергей Беляев (С) 2022
От ПроРока: за развитием жанра всегда любопытно наблюдать. А если процесс сопровождается хорошей музыкой – это вдвойне интересно!
Вот как начали с дуализма, так и заканчиваем им же. Спасибо Сергею и ждем продолжения.
Остальные статьи Сергея о блюзе читаем по ссылке.
Всех благ!