Найти в Дзене

Женщины в науке: Галина Карабанова

Ночное небо всегда приковывало к себе миллионы глаз, мы вглядываемся в звёздное небо, как будто хотим найти ответы на вечные вопросы, хотим найти истину, но для каждого она будет своей! Как произошла наша Вселенная, что было до Большого взрыва, и что значит «до», если время зародилось одновременно с БВ? И мог ли Большой взрыв произойти без времени, пространства и материи?

Ученые – это люди, которые поистине, влюблены в науку, что сейчас ими движет при выборы профессии, и как они относятся к гендерности и STEM-профессиям, какие трудности существуют в карьерном плане для молодых ученых и на каком этапе сейчас находиться космическая наука в России. Об этом и многом другом я поговорила с Галиной Карабановой с молодым ученым, инженером на предприятие ФГУП МОКБ "МАРС".

Расскажи о своем поступление, почему ты выбрала космос? Это мечта с детства или осознанный выбор?  Расскажи об этом

Я из маленького города в Забайкальском крае. С подросткового возраста читала на Википедии статьи по БАК, всяким частицам, естественно, я не понимала ничего, но было жутко интересно. Тогда мне казалось, что девочке не нужна физика, и я ее совсем не знала. Волей случая я поступила в краевой лицей-интернат в 10-11 физмат класс, и физику пришлось выучить, но, благодаря хорошим учителям, оказалось, что это не так уж и сложно. В этом же лицее я стала ходить на занятия по астрономии, но воспринимала космос как увлечение. Никто не мог подсказать мне, что из этого можно сделать профессию, а для моего городка уехать учиться дальше Читы уже считается достижением. В конце 11 класса меня влюбила в себя ядерная физика, и поэтому я поступила в лучший ядерный ВУЗ России – НИЯУ МИФИ на Ядерную физику и технологии. Космос так и остался моим увлечением, но мне хотелось делиться им, поэтому 2,5 года назад я завела космический блог в инстаграм.

В твоем инстаграм аккаунте много акцента на гендерности «по происхождению марсианка» или «инженерка» с чем это связано? Как ты относишься к гендерности в науке, приходилось ли тебе сталкивается с этим?

В моей учебной группе из 20 человек было 4 девочки, сейчас я работаю инженером на одном из предприятий Росатома и из 9 человек в отделе я - единственная девочка. Гендерный дисбаланс все еще присутствует в технических специальностях, и мне кажется важным подчеркивать, что эти специальности и для девушек в том числе, феминитивы отлично справляются с этой задачей. Что касается особого отношения, я сталкивалась с небольшим количеством сексизма, как «доброжелательного», так и обесценивающего, его хоть и немного, но он все еще присутствует в нашей жизни и специальности.

Одной из проблем для выпускников научно-технических вузов становится нетрудоустроенность, многие не могут найти достойно-оплачиваемому работу в этом секторе, и им приходиться выбирать другие профессии, тогда вопрос: для чего учиться 5 лет на микробиолога, а потом пойти работать менеджером? Как после складывался твой карьерный путь? Какие проблемы ты видишь для молодых ученых после окончания университета?

Да, такая проблема присутствует. Ребята, которые были лучшими на потоке и пошли работать по специальности, потому что им она нравится, зарабатывают намного меньше тех, кто сменил деятельность и ушел в программирование или, например, консалтинг. Вторым – образование косвенно тоже сильно помогает, прокаченная математика и логика пригодятся везде, однако, обидно, что реально умным ребятам, которые могли бы много дать науке, приходится уходить, чтобы достойно зарабатывать. После университета я устроилась на работу через HeadHunter, работаю уже год практически по специальности с небольшой зарплатой, сама работа мне нравится, но приходится дополнительно работать после работы.

Как недавний студент выявлю две основные проблемы. Первая - небольшое соприкосновение компаний и студентов: различные мероприятия, стажировки есть, но информация о них находится как будто вне информационного поля студентов и о большинстве неизвестно. Если же студенты, еще учась в ВУЗе, попробуют себя в работе по специальности, то в конце обучения будет меньше растерянности куда идти работать. Ну и вторая опять же – денежный вопрос, часть студентов уходит из науки не потому, что это не интересно, а потому, что к концу обучения студент понимает, что сейчас придется жить взрослую жизнь и зачем идти работать инженером за условные 50 тысяч рублей, если можно пойти в то же самое программирование за 100.

Как ты относишься к STEM – профессиям?

Я к ним отношусь. Эти профессии являются ключевыми в развитии нашего мира. Если в них будет много высококлассных специалистов, то прогресс не заставит себя ждать.

2021 год объявлен Годом науки в России, но все равно достаточно много нерешенных проблем в этой области, на твой взгляд, на что сейчас нужно сделать акцент в науке, чтобы будущее было достойным?

Как минимум, остановить «утечку мозгов» из страны. Количество ученых, уезжающих из России с каждым годом только растет: люди выбирают более высокие зарплаты, более современное оборудование, возможность развивать свое исследование. Я знаю девушку-генетика, которой пришлось заработать и потратить более 700 тысяч рублей, чтоб провести исследование для своей диссертации. Конечно, ее никто не заставлял делать это, только ее страсть к науке. Однако, если бы финансирования можно было добиться более простым путем, то было бы больше интересных исследований, был бы приток молодых специалистов, а соответственно и развитие российской науки.

На какой этапе космическая наука в России, какие плюсы и минусы в этой сфере, на твой взгляд? И что делать с критическими знаниями, которые еще есть, но которые могут быть вскоре утеряны?

В России несомненно есть много уникальных проектов, например, тот же самый метеорологический спутник «Арктика-М», бортовая аппаратура которого разработана и изготовлена предприятием, где я работаю. Этот спутник следит за арктическим регионом и составляет карты распределения ветров, облаков и температур, помогая, как прокладывать маршруты судов на Северном морском пути, так и изучать мировой климат. Хотелось бы, чтоб таких проектов было больше.

Утеря критических знаний – частая проблема в научных отраслях. В университете у нас был целый предмет по «Управлению знаниями». Я думаю, решений тут не очень много: все, что есть на бумаге – оцифровывать, так следующим поколениям удобнее будет изучать информацию. Даже на работе сталкиваюсь со случаями, где человек ушел, его кабинет освободили, а теперь, как сделать что-то никто не знает, потому что нужно опереться на старые документы, а их просто нет. А второе – собирать в рабочих коллективах разновозрастный персонал, чтоб передача неявных знаний переходила постепенно от более опытных коллег к менее опытным.

Какие твои дальнейшие планы? Какую миссию ты для себя определяешь в сфере науки?

Хочется оставить после себя научный след. Мне нравится учится, поэтому думаю над аспирантурой. В магистратуре я получила сразу два высших образования, поэтому нужно, чтоб аспирантура была либо еще круче, либо именно по тому, что мне полюбится всей душой. А несмотря на то, что мне нравится и ядерка, и космическая отрасль, и на работе я себя чувствую комфортно, я пока не могу выделить специальность, в которой бы хотелось утонуть.

Автор Евгения Еньшина – глава национального отделения WiNRussia.