Найти тему
Life

НАТО готовится к войне: Что будет, когда Европа получит военный космодром в Люксембурге

Оглавление

Лайф разбирался, что означает для России договорённость между Министерством обороны маленькой страны и руководством частной компании, которая запускает ракеты с борта самолёта.

Ракетоносец 747 Jumbo Jet Nails компании Virgin Orbit. Обложка © ТАСС / Zuma
Ракетоносец 747 Jumbo Jet Nails компании Virgin Orbit. Обложка © ТАСС / Zuma

Военное ведомство Люксембурга и частная космическая компания под руководством Ричарда Брэнсона Virgin Orbit подписали документ "о намерениях". Стороны вознамерились создать целую глобальную сеть передвижных космодромов для того, чтобы услуги запусков были максимально "мобильны и оперативны". И прямым текстом говорится, что это нужно для обслуживания миссий в интересах обороны и разведки. А первым делом всю нужную инфраструктуру решено расположить именно в Люксембурге.

Почему выбрали Virgin Orbit

Выигрышность этой идеи заключается в том, что на самом деле, по сути, никакой особой специальной инфраструктуры для Virgin Orbit сооружать не надо: ракета поднимается в воздух обычным самолётом Boeing 747, то есть просто с аэропорта. Система называется воздушный старт. "Боинг" для красоты назвали Cosmic Girl, и эта "девушка" несёт под своим крылом лёгкую ракету LauncherOne, способную поднять на низкую околоземную орбиту примерно до полутонны. То есть это вес разнообразных кубсатов и прочих спутников. На высоте 11 километров эта ракета "отпускается" из-под крыла, включает свои двигатели и, собственно, уходит в космос со своим полезным грузом.

Сейчас "космическая девушка" базируется в Лос-Анджелесе в аэропорту Лонг-Бич, но ничего сложного в том, чтобы перелететь на какую-то другую поляну, нет.

Зачем НАТО Люксембург

Надо сказать, это маленькое государство очень "космическое", там гнездятся десятки стремящихся ввысь предприятий. Его вообще любят самые разные фирмы с большими амбициями, потому что там для компаний-резидентов полагаются весьма привлекательные налоговые льготы, от некоторых налогов они и вовсе освобождаются. По этой причине там, к примеру, очень комфортно расположилась компания Amazon.

Как пояснил Лайфу член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин, Люксембург — не только налоговый оазис, но и вообще некий своеобразный анклав в общепризнанной по всему миру системе космического права.

Запуск спутников именно с территории Люксембурга не лучший выбор для НАТО, уверен военный эксперт Алексей Леонков. По его мнению, аппараты нужно будет отправлять на орбиту над Францией или Германией, потому что из более северных регионов космический аппарат можно отправить на более высокоширотную орбиту. Для сравнения: орбита МКС (модули которой запускали с Байконура) наклонена на 51 градус по отношению к экватору, а РОСС (которую планируют запускать уже с Восточного), собираются расположить на орбите под углом уже 98 градусов, то есть будет достигать полярных широт. Соответственно, НАТО для разведки нужны спутники, которые будут летать над теми широтами, на которых находятся Украина и Россия.

Макет Российской орбитальной служебной станции на базе модулей МКС на выставке "Армия-2022". Фото © Wikipedia / Kirill Borisenko
Макет Российской орбитальной служебной станции на базе модулей МКС на выставке "Армия-2022". Фото © Wikipedia / Kirill Borisenko

"Когда слышу имя Брэнсона, хватаюсь за кошелёк"

Член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин назвал подписанный в Люксембурге документ аферой. Как объяснил эксперт, каждый военный спутник конструируется под запуск с помощью конкретной выбранной ракеты-носителя. И не может быть так, что в распоряжении есть космические аппараты, но неизвестно, на чём их запустить. Кроме того, он выразил убеждение, что интересы НАТО — это на самом деле интересы США.

Европа готовится к ядерной войне?

Часть спутников в интересах НАТО запускается с космодрома Куру во Французской Гвиане. Надо сказать, о его существовании многие в России наверняка узнали лишь несколько месяцев тому назад и только благодаря тому, что "Роскосмос" на фоне известных событий и антироссийских санкций торжественно прекратил там работу российской стартовой площадки.

В Куру есть ещё два комплекса: для лёгких ракет "Вега" и тяжёлых "Ариан-5". Вот только европейский космодром в Латинской Америке — это очень далеко и не очень логично. По сравнению с этим ракета, которая взлетает прямо из Европы и при этом не требует строительства полноценного космодрома, выглядит очень многообещающе.

Военный эксперт Алексей Леонков в свою очередь также отметил, что Запад успешно запускает в космос военную технику с мыса Канаверал, базы Ванденберг и ещё нескольких площадок. Но это совсем не означает, что предложенная Virgin Orbit система воздушного старта бесполезна.

По твёрдому убеждению эксперта, в случае полномасштабного конфликта ведущих держав они в первую очередь попытаются уничтожить спутники противника, потому что с помощью них можно выяснять расположение сил. Он рассказал, что, по единодушному прогнозу военных специалистов, спутниковые группировки воюющих сторон прекратят своё существование в течение первого месяца боевых действий. В такой ситуации нужна система максимально оперативного запуска малых космических аппаратов.

Нам нужен воздушный старт

Алексей Леонков уверен, что России, особенно с учётом малочисленной группировки своих спутников, необходимо как можно скорее возвращаться к похороненным вместе с Советским Союзом собственным разработкам систем воздушного старта.

Ан-124 ("Руслан"). Фото © ТАСС / Гавриил Григоров
Ан-124 ("Руслан"). Фото © ТАСС / Гавриил Григоров

В первую очередь это схема с использованием тяжёлого транспортного самолёта Ан-124 ("Руслан", а в классификации НАТО — Condor). Он поднимает до 120 тонн. На высоте десять километров с него предполагалось запускать ракету-носитель "по-миномётному", то есть "выстреливать" ею из пусковой установки в грузовом отсеке.

А ещё одна эпохальная идея — это МАКС, Многоцелевая авиационно-космическая система. В её основе — легендарный сверхгрузоподъёмный Ан-225 "Мрия", который в единственном экземпляре был построен для транспортировки не менее баснословного космического корабля "Буран". Кстати, руководил этой разработкой тот же конструктор, который создавал систему "Энергия – Буран" и боевой манёвренный космолёт "Лапоть" ("Спираль"), — Глеб Лозино-Лозинский.

Транспортный самолёт Ан-225 "Мрия" и космический корабль "Буран". Фото © Wikipedia / Ralf Manteufel
Транспортный самолёт Ан-225 "Мрия" и космический корабль "Буран". Фото © Wikipedia / Ralf Manteufel

Как рассказал Алексей Леонков, орбитальный самолёт имеет немалые преимущества перед спутником. Он в космосе маневрирует, и после манёвра противоспутниковая система уже воспринимает его как новый объект, то есть самолёту проще уклоняться от попыток его сбить. При этом он рассчитывается примерно на 30–40 боевых вылетов.