Если на русском языке кто-то и создает прозу в жанре магического реализма, то это Наринэ Абгарян. И пусть не смущает то, что первый известный текст Наринэ — удивительно теплая, ироничная «Манюня». Реалистичность чуда — вот главный прием, чудо здесь не в обстоятельствах и неких внешних проявлениях, а в героях. Они — невероятны.
— Ваш читатель — кто он?
Открытый, самоироничный, любящий вкусно поесть и мечтающий когда-нибудь обязательно покорить Марс.
— Насколько изменилась бы ваша жизнь, если бы приходилось, как когда-то, печатать на машинке, подавать в журналы и издательства первый экземпляр на специальной бумаге?
Представила и ужаснулась — я пишу очень медленно, правлю текст по сто раз. Думаю, меня бы постигла судьба несчастной Федоры: однажды от меня сбежали бы печатная машинка, бумага, чернила, ручки и карандаши. А издательства заколотили бы двери, чтобы не пускать на порог автора, лихорадочно правящего якобы распоследний вариант рукописи, усеянный кляксами. Нет, родись я лет сто назад, писателем бы я точно не стала!
— Раньше читали книги при свечах, сосредоточившись: пойду-ка — именно почитать. А не между делом — пролистать что-то между станциями в метро. Как изменение алгоритма чтения отражается в том, что вы создаете?
На мне как на писателе он никак не отражается, а вот как на олдскульном читателе — отражается очень. Я люблю бумажные книги, люблю постоянно проверять количество оставшихся страниц — если книжка по душе, хочется, чтобы она подольше не заканчивалась. Люблю, чтобы меня ничто не отвлекало от чтения. Потому литературу я оставляю для дома, а новости могу читать в метро или в дороге.
— С чем связано то, что современный автор куда меньше бережет читателя? На том, что не так давно уходило в область умолчания, сегодня в литературе — акцент. Читатель стал более терпелив?
Или писатель стал более беспощаден :) Думаю, дело в желании раздвинуть границы и найти новые формы. Можно бесконечно восхищаться мастерством Чехова или Фолкнера, но не бросать попыток пройти дальше, не пугаясь (или пугаясь) того, что у тебя не получится.
— Обратное. Читатель стал более требователен к правам и этике. Вы это учитываете?
Я учитываю только собственные чувства и считаю большой ошибкой желание подстроиться под вкус или требование читателя. Во-первых, потому, что невозможно написать хороший текст вопреки своей натуре, а во-вторых, потому, что современный читатель отнюдь не наивен и попытки подыграть ему вычислит за секунду.
— Его величество маркетинг — как он изменил писательское ремесло (конечно же, не творчество) в вашем случае?
В моем случае, думаю, никак. Я состоялась исключительно потому, что меня принял читатель.
— Каковы главные болезни современного текста?
Самолюбование и категоричность.
ШОРТ:
— Люди меняются? (да/нет)
Да!
— Авторы становятся искуснее? (да/нет)
Да.
— Расставьте по убыванию силы воздействия эти словоцентричные жанры:
1. Компьютерные игры
2. Сериалы.
3. Театр.
4. Кино.
5. Литература
Автор цикла интервью «Симптомы современной прозы»: Александр Прокопович, главный редактор издательства «Астрель-СПб».
#мастер текста #литературные курсы #современная проза #литература #книги #курсы для писателей #наринэабгарян