Найти в Дзене
INFIMUM

ЧЁРНЫЙ ЛОМ. ОТРЫВОК ИЗ ДЕБЮТНОГО РОМАНА МАКСА ПОПОВА

Глава 1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Легкая моторная лодка пересекла середину реки в направлении противоположного берега, где уже виднелись несколько типовых советских девятиэтажек. На корме, рядом с мотором, гордо сидел Вадим Привалов - парнишка лет семнадцати, с зелеными как листья брусники глазами и темными кудрявыми волосами, собранными на затылке в хвост. Он уверенными движениями руля старался держать лодку так, чтобы она плавно рассекала воду, не зарываясь при этом носом в глубь накатывающей волны. Вадиму с самого детства нравилась река. Он тонко чувствовал ее природу и настроение. Наизусть знал русло со всеми его перекатами, завихрениями и коварными омутами. По памяти мог воспроизвести рельеф берега и сходу сказать, какая рыба, где лучше ловиться. Этим утром Вадим уже никуда не торопился. Он наслаждался свежим ветром речного простора и ощущением того, что выполнил свое первое по-настоящему серьезное задание. Когда Вадим причалил к берегу, на часах было одиннадцать. По улицам Туломы - небольшого

Глава 1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Легкая моторная лодка пересекла середину реки в направлении противоположного берега, где уже виднелись несколько типовых советских девятиэтажек. На корме, рядом с мотором, гордо сидел Вадим Привалов - парнишка лет семнадцати, с зелеными как листья брусники глазами и темными кудрявыми волосами, собранными на затылке в хвост. Он уверенными движениями руля старался держать лодку так, чтобы она плавно рассекала воду, не зарываясь при этом носом в глубь накатывающей волны.

Вадиму с самого детства нравилась река. Он тонко чувствовал ее природу и настроение. Наизусть знал русло со всеми его перекатами, завихрениями и коварными омутами. По памяти мог воспроизвести рельеф берега и сходу сказать, какая рыба, где лучше ловиться. Этим утром Вадим уже никуда не торопился. Он наслаждался свежим ветром речного простора и ощущением того, что выполнил свое первое по-настоящему серьезное задание.

Когда Вадим причалил к берегу, на часах было одиннадцать. По улицам Туломы - небольшого поселка в Мурманской области - прогуливались молодые мамы с колясками, мальчишки гоняли мяч на спортплощадке, а бабушки уже совершили свой дежурный поход в магазин. "Какой чудесный в этом году выдался октябрь", - подумал Вадим и сразу направился по адресу Красноармейская, 10. Именно там, в небольшом каменном доме за высоким забором, жил Сергей Гомер - неприметный мужчина средних лет с острым и холодным взглядом.

Про Гомера в Туломе ходили разные разговоры. Одни говорили, что в поселок он приехал в самом начале 90-х, другие утверждали, что впервые на берегу северной реки его увидели немногим позднее. Приехал, сразу купил дом на Красноармейской и тут же отгородился от соседей высоким забором. Жил всегда тихо, не пил, не гулял. Судя по всему ни жены, ни детей у Гомера не было. Каждое утро он садился в свою старенькую Mazda и уезжал в Мурманск. Обратно возвращался почти заполночь. И так много лет подряд. За такой скрытный образ жизни местные жители прозвали его Шатун.

Вадима Гомеру представил отец. Много лет назад они вместе рыбачили на реке и с тех пор изредка созванивались. Гомер сразу принялся расспрашивать Вадима об успехах в школе и планах на жизнь. Но молодой привалов еще не определился со своим будущим, поэтому ничего конкретного новому знакомому не сказал. Только лишь отшутился: "молодой еще, не нагулялся". Спустя две недели после первого знакомства Шатун позвонил Вадиму и предложил встретиться в кафе "Сквозняки" в центре Туломы.

  • Здравствуйте, Сергей Петрович, - сказал Вадим первым. - Сказать честно, слегка заинтригован вашим звонком. Вы сказали, что у вас есть ко мне какое-то дело. Я слушаю вас внимательно.
  • Привет, Вадик, - ответил мужчина. - Не буду ходить далеко, да около: у меня к тебе деловое предложение. Хотел бы ты вместе со мной заниматься бизнесом.
  • О чем речь? - молниеносно отреагировал младший Привалов. - Какого рода бизнес?
  • А бизнес в том, чтобы собирать по всей Мурманской области металлолом и свозить его ко мне на склад в торговом порту. Деньгами не обижу, - выпалил Гомер. - И пристально посмотрел прямо в зеленые глаза Вадима.
  • Идея мне нравится, но хотелось бы немного подумать - сказал юноша, понимая, что сразу дать свое согласие на работу - значит проявить слабость.
  • Хорошо, - сказал Гомер. - Думай до завтра. Если согласен, позвони. В противном случае можешь не звонить.

После разговора с Гомером Вадим долго не мог прийти в себя. Он не понимал, почему именно ему Шатун предложил работу. Ведь на улице полно парней, у которых наверняка уже есть опыт в продажах, парней с высшим образованием и наработанными связями в бизнесе. А у него не было ни того, ни другого. К тому же никакими сверхспособностями он не обладал. Посредственно учился в школе. Немного знал английский, да не плохо считал в уме - вот и все, чем мог похвастаться вчерашний выпускник 11 класса. Вадим был в замешательстве, но все же позвонил Гомеру вечером того же дня.

  • Я согласен принять ваше предложение, - шепотом произнес он в трубку. - Сделаю все, чтобы вас не разочаровать.
  • Отлично, - ответил Гомер. - Но только для начала тебе придется выполнить небольшое тестовое задание. В субботу, через два дня, рано утром тебе надо будет забрать у меня кое-какие вещи и перевезти их на лодке на другой берег реки. Там тебя будет ждать черный BMW. Внутри, помимо водителя, будет сидеть мужчина в штатском. Ты попросишь назвать его кодовое слово "потепление климата". Если он это сделает, то передашь ему вещи.
  • Да не вопрос, - сказал Вадим. - А что за вещи?
  • Это тебе знать не обязательно, - спокойным голосом произнес Гомер и повесил трубку.

И вот, спустя два дня после этого разговора, Вадим стоял у ворот дома на Красноармейской. Он нажал кнопку домофона и через секунд дверь открылась. На крыльце одетый в джинсы и вязаный свитер стоял Сергей Гомер.

  • Привет, Вадик, - слегка прищурив правый глаз, произнес он. - Все сделал? Проблемы?
  • Все сделал, Сергей Петрович, - быстро ответил Вадим. - Я сплавал на другой берег реки и передал чемоданчик человеку, который меня ждал. Естественно, перед тем как сесть в машину я попросил его назвать пароль.
  • Молодец, - сказал Гомер. - Мне уже звонили. Проходи в дом, будем пить чай.

В тот момент, когда хозяин дома разливал чай из старинного самовара, стало понятно, что Вадим испытывает какой-то дискомфорт в его присутствии. Чтобы освободиться от этого неприятного ощущение, Вадим решил более подробно узнать о предстоящей работе.

  • Сергей Петрович, - быстро словно скороговорку произнес Вадим. - Скажите, где именно мне придется собирать металлолом, как я буду за него расплачиваться, кто его будет перевозить в порт?
  • Вадим, - спокойным голосом произнес Гомер. - В основном металлолом находится на территории воинских частей и производственных площадок, на кладбищах кораблей и на свалках автохлама. Они разбросаны в районе Мурманска в радиусе от 100 до 500 километров. Туда тебе и придется периодически ездить. Но это только часть работы. Еще надо будет вести телефонные переговоры, контролировать погрузку и разгрузку. Заниматься контролем взвешивания и оценки сырья. Обязанностей много, но о них узнаешь уже в процессе работы.

После этих слов младший Привалов немного успокоился. Он взял из вазочки баранку и пригубил горячий, ароматный чай со вкусом мяты. Одновременно с этим на стенах столовой он заметил пару картин в массивных рамах. Фигурную вазу с фруктами и большой чайный сервиз на комоде. В столовой Гомера вообще было непривычно светло и чисто, что только добавляло вистов в копилку хозяина.

  • Знаешь, Вадик, - после небольшой паузы произнес Гомер. - Сегодня больше никаких заданий не будет. Так что можешь смело идти гулять или заниматься своими делами. А в понедельник в 6.30 я за тобой заеду и мы вместе отправимся на работу.
  • Хорошо, - ответил Вадим. - Мне давно хотелось побывать в торговом порту. Он ведь практически всю береговую линию вдоль Мурманска занимает.
  • Да, порт по площади очень большой, - сказал напоследок Гомер. - И дал понять, что на сегодня разговор закончен.

Интересно, почему шатун ничего не спросил у меня про загадочного человека в бэхе? - подумал Вадим, выходя из дома своего работодателя. - Ведь смысл проверки был не только в том чтобы я отвез чемодан, но и в том чтобы понять, насколько легко я умею налаживать контакт с новыми людьми. И почему не узнал, открывал ли я чемодан? Все это очень странно, конечно. Но ничего, со временем разберемся.

В понедельник в пять утра Вадим уже был на ногах. Прежде всего он отправился в ванную. Принял душ, начисто выбрился и воспользовался отцовским лосьоном. Затем плотно позавтракал и начал одеваться, что называется на выход. Ровно в 6.30 у него зазвонил телефон. Знакомый голос шатуна прозвучал как сигнальная ракета. Вадим вышел на улицу и увидел уже знакомый седан Mazda.

  • Садись, - четко сказал Гомер. - Нам примерно час до места добираться. Да еще старый мост ремонтируют, чтоб им провалиться.

Вадим уселся на переднее сидение, пожал руку Гомеру и они тронулись в путь. По началу оба молчали, но уже в Мурманске, когда пересекли Кольский залив, стали перебрасываться короткими фразами типа "плохо, когда в машине лучший тормоз - водитель" или "что водителю в кайф, то пешеходу не смешно".

На территорию торгового порта машина въехала примерно в 7.30. Сначала они долго петляли между корпусами администрации, зданиями балкерного терминала, стивидорной компании и судоремонтными мастерскими. Затем выехали на открытое пространство прямо к пирсам, над которыми возвышалась гора ржавого железа высотой с девятиэтажный дом. Обогнув гору, остановились возле неприметного двухэтажного здания с двумя подъездами. Над зданием красовалась вывеска "Мурмансквторсырье".

  • Ну вот, приехали, - сказал Гомер. Наш офис на втором этаже. Пошли знакомиться ...

Офис представлял собой два просторных помещения, разделенных между собой стеклянной перегородкой. За ними - кабинет директора. В первом помещения, ближнем к выходу, во всю кипела работа. Несмотря на ранее утро, за столами уже сидели трое молодых ребят, которые без конца говорили по телефону и одновременно что-то помечали в компьютерах. "Покупаем по 10 тысяч за тонну на складе в Мурманске. Но в идеале, перед расчетом, товар лучше посмотреть", - отчетливо услышал Вадим обрывок фразы из уст субтильного парня в модных очках.

  • Ребята, минуточку внимания, - обратился ко всем сразу Шатун. - Это наш новый сотрудник Вадим. - Он будет работать вместе с вами. Прошу знакомиться. А тебя, Макс, - обратился он к субтильному. - Я отдельно попрошу ввести Вадима в курс дела и научить всему, что знаешь сам.

Макс подошел к Вадиму, протянул руку и указал на свободный стол, который стоял в дальнем углу помещения возле окна. На столе стоял 17-дюймовый монитор, телефон, настольный ежедневник и канцелярский пенал с карандашами.

  • Ну вот, это твое рабочее место, - сказал Максим. - Включай комп, на рабочем столе увидишь папку "Продажи". Прочти пока все, что там есть, а я тем временем сделаю пару звонков.

Вадим быстро разобрался с компьютером и начал осваивать справочные материалы с рабочего стола. За этим занятием он провел порядка трех часов, а по завершении сделал для себя несколько выводов. Во-первых, компания занимается приемом и вывозом металлолома не только черных, но и цветных металлов. Во-вторых, цены на прием варьируются от марки, категории и загрязненности сырья. В-третьих, выгоднее всего продавать не черный лом, а цветной, например, медные провода. В этом случае можно совсем недурно заработать.

  • Ну что, есть вопросы? - задал вопрос Макс.
  • В принципе, мне все понятно, - быстро парировал Вадим. - Вот только интересуют некоторые технические моменты. Например, как происходит загрузка вторсырья на местах? За чей счет оплачиваются работы грузчиков или крановщика?
  • Чаще всего лом к нам привозят прямо на базу из пунктов приема, разбросанных по всему городу, - пояснил Максим. - Однако, если заказчик просит приехать к нему на территорию, то в этом случае мы либо приглашаем специальный погрузчик, который следует на объект вместе с основным грузовиком-ломовозом, либо отправляем свой манипулятор. Все работы погрузчика оплачиваются за счет клиента. То есть мы завышаем наш прайс настолько, чтобы оплатить вызов и работу спецтехники.
  • Все понятно, - отреагировал Вадим. - А куда дальше поступает металлолом? Мы же не можем бесконечно хранить его у себя на базе?
  • После взвешивания, сортировки и оценки загрязненности, сырье грузят на специальные баржи навального типа, которые еще называют балкерами и отправляют на переработку, например в Китай или в Европу, - быстро ответил Максим. - Один такой балкер может перевезти до 60 тысяч тонн черного металлолома. Но нам, конечно, еще далеко до таких объемов.

Когда Вадим знакомился с материалами, он четко уяснил. Основные источники черного лома бывают двух типов: бытового и промышленного. Бытовой - это ванны, радиаторы, трубы. Промышленный - это поддоны, станки, отливки и изложницы. Кроме того, есть еще нержавейка - листовой лом, трубы, емкости, арматура. И, наконец, цветной лом - многожильные тросы, провода, автозапчасти и балансировочные грузы.

На первых порах к серьезным делам Вадима не подпускали. В основном просили проконтролировать приемку сырья на складе металлобазы - взвешивание металла на специальных электронных весах и проверку на уровень коррозийности. Но Вадим не обижался, потому что благодаря этому смог понять некоторые важные детали бизнеса...