Шел 1965 год. На прииске Маракан объединения "Лензолото" начат монтаж новой драги с емкостью ковша 600 литров. Драга, получившая номер 601, была спущена со стапеля в ноябре 1967 года, а уже в 1968 году принята государственной комиссией. 30 сентября 1969 года был подписан акт о введении в эксплуатацию крупнейшей в СССР и, по многочисленным утверждениям, крупнейшей в мире 600-литровой континентальной драги — первой и единственной драги отечественного производства такого масштаба.
Самая большая в мире драга
Размеры мараканской драги и ее технические характеристики поражают до сих пор. По основным показателям она превосходила даже прославленные крейсеры периода Великой Отечественной войны. Хотя это и не совсем корректно, но для сравнения следует отметить, что Краснознаменный крейсер Балтийского флота "Киров" имел меньшие размеры и водоизмещение.
150 черпаков весом по три тонны каждый все это время извлекали из россыпей золото и укладывали шлаки в отвал.
По своей сути драга № 601 представляла собой полновесную плавучую обогатительную фабрику, оснащенную по последнему слову техники. На ней было установлено самое современное на тот период промывочное и обогатительное оборудование: 2-стадийная система подвижных саморазгружающихся шлюзов, элеваторы, концентрационные столы, отсадочные машины, сепараторы, гидроловушки, амальгоматоры, классификаторы, самородкоуловители.
Поперечно-продольная система набора конструкции понтона с водонепроницаемыми переборками и наличие высокопроизводительной автоматической системы откачки воды обеспечивали на период сдачи практическую непотопляемость драги. Смонтированные на ней электродвигатели имели суммарную мощность 7300 кВт, а их количество достигало 300. Общая производительность дражных насосов составляла 13 000 кубометров в час.
Строительство драги выполнил Иркутский завод тяжелого машиностроения им. В.В.Куйбышева (ИЗТМ) совместно с уральским, ленинградским и другими предприятиями-смежниками (всего около 50). Лишь часть наиболее ответственных узлов (стакер, ковшовая цепь и др.) была заказана в Англии.
Зачем нужна огромная драга?
Создание драги № 601 было действительно выдающимся достижением инженерной мысли и промышленности тяжелого машиностроения Советского Союза. Началу работ по ее созданию предшествовала целая цепь событий. В 1950 году на реке Маракан была выявлена уникальная глубокозалегающая россыпь золота. В 1963 году ГКЗ СССР утвердила по ней 56 337 кг балансовых и 1874 кг забалансовых запасов золота. Средняя глубина залегания россыпи составила порядка 50 м.
Тогда нигде в мире не производили драги для отработки подобных россыпей. Лишь в США фирма "Бью-Сайрус-Эри" строила 510-литровые драги с глубиной черпания 45 м.
Многомесячные переговоры советской делегации с американской компанией договорились о поставке супердраги за 2 тонны золота. По законодательству США заключение контрактов на такие крупные суммы согласовывалось с президентом страны. Но отголоски холодной войны сыграли свою роль: президент Кеннеди заблокировал сделку, приказав включить драги этого типа в число стратегических товаров.
В ответ в СССР было принято решение о проектировании и изготовлении собственной супердраги, превосходящей американский аналог. Так родилась 600-литровая драга № 601 — флагман советского дражного флота. 601-я из года в год на протяжении 24 лет вносила свой весомый вклад в пополнение золотого запаса страны. В ее судьбе были и очень успешные промывочные сезоны, были и спады. Много времени и сил отнимал процесс отладки узлов драги. Монтажи, регулировки, ремонты, замена и модификация узлов, агрегатов велись практически постоянно. Ломались, не выдерживая механических нагрузок и воздействия низких температур, хваленые английские ковшовые цепи, ковши, стакер. Все это ремонтировалось, переделывалось и в итоге заменялось отечественными изделиями.
Промывочный сезон драги, как правило, продолжался с марта по ноябрь, а в отдельные годы продлевался до декабря. Объем добычи золота в разные сезоны варьировался в пределах от 0,5 до 1,5 тонны.
Гибель супердраги 601
…Это случилось утром 26 ноября 1992 года. Ночная смена в составе 9 человек готовилась к окончанию работ. Температура воздуха за бортом составляла минус 46° С.
В 6 часов 10 минут была поднята суперструктура. При сильном морозе все ее конструкции и агрегаты превратились в глыбы льда. От руководства поступил приказ мыть или, как говорили драгеры, шпарить горячей водой раму суперструктуры для удаления намерзшего льда.
Смена приступила к работе. Машинист котельной установки проводила продувку котла. В результате резкого перепада температур (температура горячей воды была около 70° С) не выдержала нагрузки и лопнула главная ферма.
Рухнувшее многотонное сооружение разрушило понтоны правого борта. В понтоны стала стремительно поступать вода. Одновременно был перебит питающий силовой кабель, что привело к обесточиванию всей драги. Остановились системы жизнеобеспечения и освещения. Драга начала погружаться в воду. В считанные минуты работники вынуждены были покинуть гибнувшую фабрику. В полной темноте люди из трюмных помещений выбирались, освещая себе путь аварийными фонарями. По словам очевидцев, спасались кто как мог. Но, даже оказавшись на палубе, они продолжали оставаться в опасности. Выход на берег осложняли битый лед и крутые берега котлована. Людей спасли протянутые для маневра канаты.
На берегу мокрые и полураздетые люди вынуждены были продолжить борьбу за свою жизнь. Машинисты котельных установок оказались на пятидесятиградусном морозе только в футболках. Старшему машинисту глыбой льда тяжело травмировало голову. Единственное спасение для людей от мороза — добежать до экскаватора, находящегося в нескольких сотнях метров.
За первые минуты драга погрузилась на 6—8 м, а к 8.00 уже легла на дно, на глубину, близкую к 40 м. К этому времени над замерзающей водой котлована оставались видны лишь верхняя часть надпалубной надстройки и крановые пути с мостовым краном. А на берегу стояла группа потрясенных зрелищем людей. Утренняя смена драги с ужасом и недоумением наблюдала за гибелью "непотопляемой" 600-литровой "кормилицы".
Так закончился последний день промывочного сезона 1992 года и жизненный путь флагмана советского дражного флота. А для Маракана трагедия 601-й постепенно, как нередко случается в жизни, трансформировалась в трагикомедию.
Смех сквозь слёзы и опять американское оборудование
В новый промывочный сезон 1993 года место утонувшего флагмана заняла конфискованная у нелегальных старателей 3-дюймовая американская мини-драга — землесосный агрегатик на надувных понтонах, чуть больше пылесоса (с бензиновым моторчиком и шлюзом- "американкой", длиной 1,5 м, общим весом всего 150 кг) в тот год выдал около трети всего объема золота, добытого прииском. (Данный тип струйных драг мы впервые привезли в союз, одна из них и работала на Маракане). Его кашляющее тарахтение на полигоне рядом с грудой металла, еще недавно гордо именовавшейся крупнейшей в мире драгой, делало физически осязаемыми человеческую глупость и недальновидность.
Судьба мини-драги, этого карликового фаворита промывочного сезона 1993 года, оказалась недолгой. После своего летнего триумфа она поступила на хранение на склад прииска, откуда к началу следующего сезона уже не вернулась — просто бесследно исчезла, спёрли.
Автор Александр Миронов, директор ООО "Сибирь Геопоиск", www.zolotodb.ru
От редакции газеты "Кладоискатель. Золото. Клады. Сокровища"
После публикации материала Александра Алексеевича на сайте zolotodb.ru развернулось бурное обсуждение судьбы драги-гиганта. Некоторые сообщения добавляют информации к общей картине как самого происшествия, так и событий, последовавших за ним.
* Я тоже работал на прииске Маракан в 1986—1988 годах. Для меня драга № 601 — это гордость и флагман советского и российского флота. Когда Лензолото начало восстанавливать ее после бездарного потопления, у меня было чувство, что нужно максимально сделать, чтобы эта драга вступила в строй как можно скорее. К сожалению, не хватило какого-то миллиона долларов.
* Про мини-драгу и промывочный сезон 1993 года очень все преувеличено. Конфискованная мини-драга была как баловство и практически никакого влияния на добычу действительно не оказала. В те годы параллельно с попытками восстановить драгу № 601 развивалась раздельная добыча.
* В 2001-м ввели в эксплуатацию новую драгу, № 133, с объемом ковша 400 литров. Она успешно работает и сейчас. В отдельные смены может выдавать по 50—55 кг золота. Пиковый показатель — 1400 кг золота за сезон.