Найти тему
Вечерний чай

Хвойные веточки как символ Нового года на советских открытках 60-80-х годов

1969 г. Фото Раскин
1969 г. Фото Раскин

До Нового года осталось чуть больше двух месяцев, а значит, пришло время достать альбомы с новогодними открытками. Пусть это будет маленький островок тишины и мгновение психологического релакса, дабы не сойти с ума от современного потока информации и событий.

Сегодня обратим внимание на изображение хвойных веток на новогодних открытках прошлого. Казалось бы, всё очень логично: Новый год – ёлка – хвойные ветки. А почему именно ёлка стала символом праздника?

1958 г. Худ. Ильин
1958 г. Худ. Ильин

Объяснение нашла в одной из тех книг про открытки, что показывала вам ранее. Виктория Ильина, автор книги «С Новым годом и Рождеством!» пишет, что истоки лежат еще в языческих временах, когда вечнозеленые растения олицетворяли вечность, силу и память; когда елям, соснам и кедрам приписывали свойства передавать в потусторонний мир пожелания и получать оттуда информацию и усмирять злых духов.

1960 г. Худ. Миневич
1960 г. Худ. Миневич

Причем, подобные представления о хвойных деревьях были у многих народов. Кельты, например, жертвоприношения совершали именно под елями, считая, что так их желания быстрее дойдут до богов. Кстати, кельты также украшали ели резными фигурками, разноцветными лоскутками.

1964 г. Худ. Жмуренков
1964 г. Худ. Жмуренков

Скандинавы варили из сосновых иголок и коры дерева целебные составы. А само дерево считали способным усмирить душевное волнение.

1960 г. (автор неизвестен)
1960 г. (автор неизвестен)
1960 г. (автор неизвестен)
1960 г. (автор неизвестен)

В более просвещенные времена христианства символизм хвойных деревьев не утратил своей силы. Люди по-прежнему воспринимали их как символ стойкости, вечной жизни. А то, что в языческие времена считалось жертвоприношением, в христианстве стало напоминанием о Святом Писании.

1962 г. Худ. Пименов
1962 г. Худ. Пименов
1964 г. Худ. Плетнев
1964 г. Худ. Плетнев
1964 г. Худ. Антонченко
1964 г. Худ. Антонченко
1968 г. Худ. Круглов
1968 г. Худ. Круглов
1969 г. Фото и худ. Раскин, Пармеев
1969 г. Фото и худ. Раскин, Пармеев

Например, есть версия, что в ночь, когда младенец Иисус появился на свет, все окрестные деревья зазеленели, зацвели и начали плодоносить. И в память об этом событии люди решили всегда в этот день украшать зеленые деревца самодельными игрушками и гирляндами. Так ёлка стала символом Рождества. А уж позже, в Советском Союзе, когда религиозное Рождество сменилось празднованием светского Нового года, главный рождественский символ «перекочевал» в новогодние традиции, оставляя за скобками все свои смыслы. В конце концов, это просто красиво.

1971 г. Худ. Антонченко
1971 г. Худ. Антонченко
1971 г. Худ. Бедарев
1971 г. Худ. Бедарев
1971 г. Фото Мартынов
1971 г. Фото Мартынов
1974 г.
1974 г.
1977 г. Худ. Гуцев
1977 г. Худ. Гуцев

Так же красиво, а иногда и не очень (да, так тоже бывает), художники и фотографы изображали еловые ветки на открытках. Я сегодня сделала подборку из открыток трех десятилетий советского периода нашей истории.

Кстати, подобные подборки всегда очень явно проявляют стилистику десятилетия…

1982 г. Худ. Хмелев
1982 г. Худ. Хмелев
1986 г. Худ. Губанов
1986 г. Худ. Губанов
1987 г. Костенко
1987 г. Костенко
1982 г. Худ. Коробова
1982 г. Худ. Коробова

До свершения новогодних чудес и исполнения наших заветных желаний осталось 69 дней.

Спасибо, что заглянули на чашку «Вечернего чая». Подписывайтесь, будем вместе согреваться душевным теплом, которое, я уверена, несут в себе старые открытки.