В связи с событиями на Украине, начавшимися в апреле 2014 г. и в феврале этого года получившими известное всем продолжение, на повестке все чаще появляется простой вопрос: а что такое Украина?
Отвечая на него, можно дать ответ на несколько более простых вопросов, что облегчит общую задачу. Во-первых, разберёмся с Киевом.
Все мы знаем, что Киев - мать городов русских. Это не оспорить. Там правили первые Рюриковичи, кроме самого Рюрика, который успел проявить себя только в Новгороде. Но уже через три года после его смерти регент его сына Игоря, князь Олег, завладел Киевом и сделал его главным городом русских. Это был 882 год.
В Киеве правили князья Игорь, Ольга, Святослав, Владимир. Так прошли первые сто лет после Олега. В Киеве князь Владимир утвердил православие в качестве государственной религии. Это был 988 год.
Следующие полтора века были временем укрепления Русского государства. Самыми известными князьями этого периода были Ярослав Мудрый, сын Владимира, и Владимир Мономах, внук Ярослава и правнук Владимира.
Русское государство было устроено таким образом, что, во-первых, мужчины княжеского рода Рюриковичей стремились править и у них было такое право. Самые старшие правили в Киеве, остальные по старшинству - в других городах. Когда кто-то выбывал из цепочки старшинства, та её часть, которая находилась ниже выбывшего, передвигалась из города в город на повышение. Так что надолго никто не засиживался. Князьям это было неудобно. Они не хотели быть временными менеджерами, а хотели обладать полнотой власти.
Во-вторых, в каждом городе местное население взаимодействовало с правящим на данный момент князем через народное собрание - вече. Вече для Русского государства того времени было ключевым элементом общества. Не менее ключевым, чем князь.
Именно вече приглашало когда-то Рюрика править русскими. Именно вече много позже приглашало Александра Невского в Новгород. Потом разрывало с ним "трудовой договор", потом снова приглашало.
Взаимоотношения князей с вече в городах были одним из важных элементов политического устройства на Руси. В каждом городе вече имело разную степень влияния на князя, и это влияние либо крепло, либо ослабевало в зависимости от проводимой князьями политики. Само собой в Киеве было одно из самых влиятельных вече. Такой столичный бомонд.
Эти два фактора раздражали князей. Комфортнее сидеть на одном месте подольше и все, в том числе и вече, подстроить "под себя". Но служение народу, ради которого когда-то новгородское вече и пригласило варяга Рюрика, требует жертвенности, что далеко не всегда имеет место быть в характере правителей, причём не только русских.
Вместо того чтобы "о России думать", многочисленные князья из сыновей и внуков Рюриковичей больше занимались тем, что ссорились друг с другом, дрались и отбирали друг у друга города и земли.
В 1097 году князья, устав от карусели старой системы престолонаследия и от борьбы друг с другом, собрались в городе Любече (территориально это близко к месту, где граничат современные Беларусь, Россия и Украина) и договорились о том, что каждый будет править в своей земле. Это было начало новой политической системы, феодальной по своей сути.
Теперь многие города и земли передавались по наследству, а не переходили по цепочке старшинства. Но Киев как столица оставался городом, куда из своего теперь удела приезжал править старший на тот момент Рюрикович.
Решения съезда в Любече привело к феодальной раздробленности всего Русского государства. Говоря простым языком, правящая элита в погоне за собственной выгодой привела в кризис все государство. Фактически оно разваливалось на куски.
Киев оставался самым большим и самым богатым городом, но он уже не имел власти над остальными русскими.
Последним, кому удалось соединить на короткий период русские земли под знаменем Киева, был Владимир Мономах. Но сделать это ему удалось не на основе права и закона (на тот момент они были уже не на его стороне), а за счёт личного авторитета, уважения и умения со всеми договориться.
Возможно, Мономах был в некоторой степени демократ, но это был не его личный выбор, а вынужденная необходимость, обусловленная новыми политическими реалиями и необходимостью единения для решения общих задач, главной из которых была защита от половцев.
В 1125 году Владимир Мономах умер и все договорённости о единстве, достигнутые по большей степени благодаря залогу его личного авторитета и уважения, развалились.
Русское единое государство, оставаясь таким де-юре, де-факто превратилось в кучу маленьких княжеств, которые либо враждовали друг с другом, либо строили союзы. В этой связи роль играли не только политические и экономические интересы, но и географические особенности страны.
Киев имел влияние на юго-западе (территория современной Украины), а на северо-востоке "рулили" Ростов и Суздаль. А между двумя этими центрами притяжения располагались широкие и дремучие брянские леса, через которые было не так-то просто проехать без соответствующей подготовки.
Киевляне называли "ту часть Руси" Залесьем, так как она была за лесом. За лесом было спокойнее с точки зрения внешних врагов, так как половцам туда пробраться было сложнее, чем опустошать находящуюся как на ладони южную и западную Русь. Но Залесье было скуднее с точки зрения плодородных земель. Поэтому ростовские и суздальские князья очень тщательно контролировали этот природный ресурс. Зависимость от их правления тут ощущалась сильнее.
Именно в этих землях спустя некоторое время один из младших сыновей Владимира Мономаха Юрий (позднее известный как Долгорукий) основал небольшое поселение Москва.
Но прежде чем говорить о Москве, нужно рассказать о внуке Владимира Мономаха, сыне Юрия Долгорукого Андрее. Этот князь заслуживает отдельного рассказа.
Продолжение следует.
(на картинке Владимир Мономах. Рисунок современного художника).