Чем виноватее сам перед своей, хотя бы и скрытой, совестью, тем охотнее и невольно ищешь вины других, и в особенности тех, перед которыми виноват.
Лев Николаевич Толстой
Приближался Международный женский день. Светлана заранее приготовила себе и Марусе нарядные платья. Вместе они и стол праздничный накрыли. Даже торт испекли. Прибежал из школы Владик. Ждали с работы Петра. Была в их семье традиция праздновать международный женский день накануне, седьмого, то есть. В этот день глава семейства всегда возвращался раньше и обязательно дарил Светлане цветы.
За окнами уже стемнело, а мужа всё не было. Телефон его не отвечал.
- Задержали на работе, наверное. - Отвечала Светлана на вопросы Владика. - А телефон, может, забыл где-то.
Наконец скрипнули ступени на крыльце.
- Папа! Папа! - Бросился навстречу мальчик.
Пётр лишь машинально погладил сына по голове. Цветов в его руках в этот раз не было.
- За вещами я. - Не глядя в глаза жене, выдавил он. - Самое необходимое заберу. Остальное потом.
И шагнул в комнату. Светлана стояла, опустив руки. Рядом непонимающе топтались дети. В глазах Владика она прочитала страх и растерянность. Молча прижала сына к себе. Маруся подошла сама и тоже прильнула с другой стороны. Они так и стояли втроём, глядя, как захлопывается дверь за Петром.
- Давайте за стол садиться. Остыло всё.
Света взяла себя в руки, усадила детей ужинать, но они ели плохо. Даже вкусный торт не смог поднять им настроение.
- Мама, а папа вернётся? - Шёпотом спросил сын, когда она наклонилась поцеловать его перед сном.
- Не знаю, сынок. - Так же шёпотом ответила Светлана.
Изо всех сил сдерживалась, но когда дети заснули, тихо и горько заплакала.
Как же так? Неужели она сама разрушила собственную жизнь? Пётр ведь любит детей. Ну, отговаривал он её брать Марусю, но ведь согласился потом. И хлопот ему никаких девочка не доставляла. Даже Владик, и тот подружился с новой сестрёнкой. А Петя, гляди-ка, так и не принял чужую кровь. Хотела ты дочку, Света, вот тебе дочка. Только мужа, кажется, потеряла.
Слёзы никак не останавливались. Подушка уже промокла. Вдруг Светлана почувствовала, как маленькая теплая рука гладит её спутавшиеся волосы.
- Мама Света, не плачь. Не плачь, пожалуйста.
Маруся стояла на холодном полу босиком, одной рукой жалея Светлану, а во второй сжимая какой-то листок.
- Что же ты босая, Маруся? - Света встала подхватила девочку, подняла к себе на кровать. - Не спишь почему?
- Ты плачешь, потому что папа ушёл?
- Да, малышка.
- Он ушёл, потому что ты меня сюда привела?
Светлана поразилась её детской прозорливости, но всё же ответила.
- Нет, Марусенька. Я и сама толком не знаю, почему. Может быть это я плохо себя вела, вот и ушёл.
- Ты себя хорошо вела. - Серьёзно возразила Маруся. - И я, и Владик. Только он всё равно сердился. Так другая мама сердилась, когда бабушка её не пускала водку пить. Говорила: "Не ходи. У тебя дочка маленькая, о ней подумай". А мама сердилась и всё равно уходила. Ты папу Петю тоже куда-то не пускала?
- Не знаю. - Растерялась Светлана. - Пускала. У нас ведь папа и водку не пьёт почти. Марусенька, поздно уже, пойдём уложу тебя. А это что?
- Это подарок тебе. Мама Света, я сама рисовала. Только буквы Владик помог. На мамин день подарок.
С листочка смотрела старательно изображённая "красавица" в платье, очень похожем на Светино. И крупные кривоватые буквы сообщали, что это "МАМА". Она улыбнулась сквозь слёзы.
- Это ты! - Торжественно сообщила Маруся. - Правда, красивая?
- Очень. Очень красивая. - Подтвердила она и обняла прильнувшее к ней горячее детское тельце. - Спасибо тебе, моя девочка! Это самый лучший подарок.
Сказала, и вдруг успокоилась. Неожиданно. Как-то сразу. Если бы любил, понял. Не ушёл бы вот так, без объяснений. И день выбрал какой. Словно специально подгадывал.
* * * * *
- Света, твой-то теперь с Антониной живёт. Давно это дело у них. Тонька сама похвасталась. Говорит, теперь скрывать нечего. - Продавщица Зина, сообщив новость, поглядела опасливо. Вон, как Светка в прошлый раз баб отбрила за приёмыша своего. Но Светлана только нахмурилась слегка.
- Знаю. - Отозвалась неохотно. - Не ты первая сообщила. Живёт и живёт, что теперь.
- Так на сносях она. - На всякий случай Зинаида отошла от прилавка, делая вид, что раскладывает товар. - Мы всё гадали, от кого бы. А оно вон что.
Больно царапнуло внутри. Так больно, словно резанули тонким острым лезвием: засаднило, защипало. Краем глаза поймала жадный любопытный взгляд Зинаиды. Нет уж, не дождётесь вы у меня очередного повода для сплетен.
- Пётр - человек взрослый, не мальчишка давно. Решил так, его дело. Значит, ответственным себя чувствует. Сколько там с меня, Зин?
Зинаида разочарованно озвучила сумму, выдала сдачу и принялась сносить в подсобку пустые коробки. Каменное сердце у этой Светки. Мужик ушёл. Весь посёлок гудит, а она и бровью не ведёт.
Светлана шла быстро, почти бежала. Домой, укрыться от посторонних любопытствующих глаз прежде, чем брызнут слёзы. Значит, появление в их доме Маруси - не настоящая причина его ухода. Лишь повод. И разговоры эти про родных детей, что якобы между мужиками велись. Про ребёнка, которого Антонина под сердцем носит, говорил Пётр, про своего. А как же Владик? Мало ему одного сына. И ведь не упрекнул Светлану, что она больше родить не может, просто подвёл всё к тому, что их разлад из-за девочки случился. Она сама почти поверила, винила себя, а Пётр уже, выходит, давно с другой женщиной жил.
Лишь оказавшись на своей кухне, опустилась на стул, обхватив голову руками. Тут же подбежала Маруся.
- Мама Света, ты заболела? Давай я тебя полечу. Хочешь чай с лимоном?
- Нет, доченька, не заболела. А Владик где? Из школы не приходил ещё.
- Не приходил. - Вздохнула девочка. - Я жду, жду...
Влад пришёл сердитый. Огрызнулся на замечание матери, грубо отстранил подбежавшую поздороваться Марусю.
- Уйди от меня! Надоела!
- Владик! - Светлана строго посмотрела на сына. - Нельзя так.
- Это из-за неё папа ушёл! Все говорят! - Гневно топнул ногой мальчик. - Если бы не она, мы бы, как раньше, жили. А так папа ушёл. И я уйду!
- Это куда же? - Света погладила поникшую голову девочки.
- К папе уйду жить! И ты меня не остановишь!
- Не буду я тебя, сынок останавливать. - Задумчиво сказала Светлана. - Я тебя очень люблю и хочу, чтобы ты жил со мной, и с Марусей. Но ты ведь взрослый уже. Поживи с папой, если так решил. А если вдруг захочешь вернуться, то мы тебя очень сильно ждать будем. Правда, Маруся?
- Почему ты разрешила? - Озадаченно спросил Владик, когда она подошла перед сном поправить ему одеяло. - Я тебе больше не нужен?
- Ты мне очень нужен, Владюшка. И папе тоже. Мы всегда будем любить тебя, чтобы не случилось. Просто я знаю, что папа тебя не обидит, защитит всегда, поэтому и разрешила. Это вот у Маруси совсем никого нет, кто может её защитить, только я и ты. Но ты сердишься и не хочешь. Значит, придётся мне. Она же маленькая, слабая, и совсем одна, как там в больнице, помнишь?
Владик нерешительно кивнул. Но тут же снова насупился.
- Только я всё равно с папой жить буду!
- Спи, сынок. Утро вечера мудренее.
* * * * *
- Я после школы к папе пойду! - Ещё раз уточнил утром Владик.
Он уже стоял на пороге с портфелем и хмуро смотрел на Светлану.
- Хорошо. - Согласилась она. - А, если вдруг передумаешь, то возвращайся, ладно?
- Ладно. Только я не передумаю.
Светлана вздохнула. Упрямый у них с Петром сын. Если Владик, действительно, решил остаться у отца, надо ему хотя бы вещи собрать. Но это попозже. Сейчас надо идти узнавать насчёт работы. С тех пор, как Петя ушёл, она в доме - главный добытчик.
- Ну, что, возьмёте меня обратно, Ирина Юрьевна? - Спросила она у заведующей садика.
- Чего не взять, Света. Возьму. Зарплаты наши ты знаешь, работы не боишься, насколько помню. Или отвыкла, за мужниной широкой спиной?
- Не отвыкла. Работы, верно говорите, не боюсь. Мне теперь детей поднимать надо.
- Ну и ладно тогда. Девочку свою приводи. Оформим её на годик до школы в подготовительную группу. А если работы не боишься, забеги ещё к Антону Николаевичу в школу. У него, я слышала, ставка уборщицы освободилась. Как раз вечером ходить можно.
- Спасибо вам. Сейчас эти деньги лишними не будут. Я побегу тогда в школу. Мне побыстрее надо, а то Маруся дома одна.
Заведующая смотрела в окно, как она торопится через двор.
- Светка приходила что ли? - Встала рядом с ней одна из воспитательниц. - Приёмыша в сад оформляет?
- Приходила. Снова работать у нас будет. - Ирина Юрьевна повернулась и строго посмотрела на коллегу. - А тебе, Нина, скажу так, сама запомни и остальным передай: языки придержите, чтобы при ребёнке ни слова худого сказано не было. Хватит Светлане кости перемывать. Вы её все за пособие корили, а она, гляди, на любую работу готова, лишь бы дети нужды не знали. Не ходит, не плачется по соседкам, что муж бросил. Сама проблемы решает. Боец Света, во всём боец. Поняла ты меня насчёт разговоров, Нина?
- Да поняла, Ирина Юрьевна, поняла...
* * * * *
- Ну вот, Маруся, с понедельника пойдёшь в детский садик к другим ребятам. У нас садик хороший. И детки, и воспитатели.
Девочка вдруг забилась в угол и закрыла лицо ладошками.
- Ты что, доченька? - Испугалась Светлана.
- Не хочу к детям. - Плакала девочка. - Я там боюсь. Ты меня отдать хочешь, чтобы папа и Владик вернулись. Мама Света, отдай меня лучше бабушке.
- Ну-ка, иди сюда. - Света вытащила Марусю из угла и прижала к себе. - Ты что же это, решила, что я тебя обратно в детский дом вести собираюсь?
Девочка испуганно закивала.
- Маруся, а ты дома в детский садик ходила?
- Нет.
- Всё время с бабушкой была?
- С бабушкой.
- Девочка моя, глупенькая, никуда я тебя не отдам. А в садике дети только до вечера находятся. Играют, спят, едят. А вечером мы с тобой домой вместе уходить будем. Я ведь работать там буду, рядышком.
- Правда? - Маруся всхлипнула.
- Конечно, правда. Разве я тебя когда-нибудь обманывала.
- Мама Света, а Владик насовсем ушёл? Он больше не придёт к нам? Я скучаю.
- Я тоже скучаю, Марусенька. Владику обидно сейчас. Вот он и уходит. Но он у нас мальчик умный и добрый. Вот подумает, подумает и вернётся. А мы его с тобой ждать будем.
- Будем. - Вздохнула Маруся.
Продолжение следует... часть 3
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
--------------------------------------------------------------------------------------