フルーツバスケット 1st season, フルーツバスケット 2nd season, フルーツバスケット The Final
Жанр: #современность , #школьная жизнь, #фэнтези , #романтика , #сёдзе , #реверс-гарем
Выходил: апрель – сентябрь 2019, апрель – сентябрь 2020, март – июнь 2021
Английское название: «Fruits Basket (2019)]», «Fruits Basket Season 2», « Fruits Basket the Final Season»
Русское название: «Корзинка фруктов (2019)», «Корзинка фруктов 2 сезон», «Корзинка фруктов: Последний сезон»
25, 25, 13 эпизодов
Оценка: 8 из 10
Обычно порез зарастает за неделю. Но если его теребить и посыпать солью…
Аннотация
Старшеклассница Хонда Тоору потеряла сначала отца, затем мать – и живёт теперь у дедушки, но с двоюродной семьёй ладит не очень. Поэтому, когда дедушкин дом встал на краткосрочный ремонт – не переселилась вместе с ними, а осталась жить в палатке неподалёку в лесу. Благо сезон располагает. Но вот беда: сезон дождей, палатку завалило… а земля, оказывается, принадлежит некоей семье. К счастью, владельцы оказались довольно спокойными людьми, да и с одним из них Тоору вообще учится в одном классе. Приютили девушку на время. Но тут снова беда – уже мистического свойства: оказывается, представители этой семьи обращаются в зодиакальных животных, если их обнимет представитель противоположного пола. (Напоминаю, это – анимэ, так что речь идёт о китайском годичном «Зодиаке»). В общем – ситуация сложная.
История просмотра
«Фруба» - вещь ультра-известная ещё с выхода первой экранизации. Даже больше – и манга-то была очень популярна. Правда тогда, более двадцати лет назад – строго среди тех, для кого и предназначана: девушек. Это сёдзе, однозначно сёдзе и других мнений быть не может. И тут вышла интересная дилемма. С одной стороны, сейчас в римейк пускают всё что угодно, пользовавшееся хоть какой-то популярностью. С другой – двадцать, ёлки-палки, лет разрыва?! Ну, точнее – восемнадцать, но не важно. Однако… вещь, оказывается, популярности не утратила, да и выросло новое поколение, да и… В общем, возвращение получилось на мой взгляд просто триумфальным.
Однако я сама – очень долго тормозила. Всё-таки фэнтези, пусть здесь оно и не слишком лезет в глаза – не самый мой любимый жанр. И, как всегда, 63 серии – это объем, который меня всегда пугает. Но в результате – я решилась, и о-о-о, как же не пожалела об этом! Да, я смотрела это почти месяц, то есть вроде бы по паре серий в день. Но нет, я смотрела это с большими, вызванными другими делами перерывами. А стоило включить – проглатывая от 4 до 13 серий за раз. Угу, финал я начала смотреть в вечером субботу и закончила утром воскресенья. Давненько меня так не зацепляло… буквально всё.
Техническое исполнение
Да, начиная с технического исполнения. Конечно, общий стиль изображений персонажей остался узнаваем. И ту же Тоору из манги мы прекрасно опознаём и в Тоору первой экранизации и в Тоору этой. То есть всё прекрасно, это моё любимое сёдзе «нулевых», со всеми спецификами стиля как времени, так и жанра. Но вот в остальном… честно говоря, пока я качала первый сезон – откровенно ворчала: «разучилась молодёжь жать видео». Ну какие-то нереальные объёмы же, 30 гигабайт на 25 эпизодов, куда это годится? Но с первого же эпизода – поняла несостоятельность своих претензий. Эту красоту невозможно серьёзно пожать без потери качества.
Какие там фоны! Это надо видеть. Это надо видеть в FullHD, со всей прорисовкой листочков на деревьях. При этом, как водится – в опенингах и эндингах картинка может быть нарисована и несколько в другом стиле, но, всё равно – прекрасно. Кстати, там оно совсем уж не оставляет сомнений, кто первоначально был целевой аудиторией. Женское это анимэ, очень женское.
Конечно, есть и нелюбимая мною дань жанру: чибики. И здесь их по-прежнему многовато. Но, пожалуй, больше всего меня опечалило странное решение, когда временами чибики оказываются вписаны в «обычную» картинку. То есть сидят за столом трое. Момидзи и Хацухару о чём-то говорят, и выглядят нормально – в том же кадре, в течение секунд пятнадцати бедная Исузу (между прочим, одна из самых красивых и стильных девушек в сериале) – в режиме чибика. Она да, она обалдевает от их разговора. Но выглядит это – не ахти. Однако в целом – не могу сказать, что даже «многовато» и «странное решение» меня как-то сильно опечалило. Всё-таки это было довольно к месту всегда.
Да, и я не зря сказала про стиль. Со стилем и вообще с одёжками и их сменой, даже манерой ношения – полный порядок. Глаз радуется. Очень хорошо, но без переборов. Временами – просто дивно хорошо: как одну и ту же школьную форму (в которую они далеко не всегда одеты) носят два мальчика? А как они выглядят на улице по пути из школы? Очень много можно сказать об их характере. Понятное дело, с девочками так же.
И, понятно, есть и кадры, где фона практически нету. Просто размытые, но переливами цветов подчёркивающие оттенки эмоций. С ними тоже всё хорошо, они всегда уместны, и цветовая гамма – очень точно подобрана.
А вот со звуком всё не так радужно. Говоря о работе сейю – у меня претензий нету. Именно к работе. Но не могу сказать, что мне так уж нравится голос самой Тоору. И вообще я тут почти никого не знаю. Или встречались, но не узнаю. А кого узнаю – все трое в довольно эпизодических ролях. И если Кагура мне глубоко симпатична (а её озвучивает не кто-нибудь, а в своём любимом амплуа Кугимия Риэ), то Мотоко (доставшаяся Мао) – личность симпатии сомнительной, и скорее юмористический персонаж. А уж моя любимая Сакамото Майя здесь озвучивает настолько неприятную личность, что сочувствие вызывает… ну как-то очень опосредованно и очень в конце. Я говорю, конечно, про Акито. Впрочем, надо отдать Сакамото-сан дань уважения: не была б её большой фанаткой – я бы не узнала её. Очень хорошо и очень непохоже на себя играет почти всё время.
С музыкой же – совсем всё разнообразно. Ура, здесь много, просто-таки обильно фоновой музыки! Отлично подобранной, тоже подчёркивающей эмоциональное состояние. И весьма неплохой и как самостоятельные произведения. Здесь от «неплохих» до «хороших» опенинги и эндинги по два-три на сериал (это уже де-факто стандарт: по одному на календарный сезон). Пожалуй, второй сезон посимпатичнее первого, и очень хороший эндинг в третьем. Да, вы догадались: отвратительный… опенинг в третьем. Нет, это не хаотическая «одна песня с разными названиями» Ali Project. Это какой-то… нет, не рэп. R'n'B может быть? Но ужас. И совершенно никак не вяжущийся ни с сериалом как таковым, так и с остальными композициями. Кстати, посмотрела на исполнителей – не меньший ужас.
Что особенно важно в свете вышесказанного: во всех трёх сериалах опенинги и эндинги начинаются в разное время (а иногда вообще отсутствуют). При этом до опенинга сериал смотреть надо всегда – даже если это выглядит пересказом предыдущей серии, там почти обязательно будет важная деталь, не показанная ранее. А после эндинга – может быть название следующей серии (забавное решение, кстати, в самой серии оно так и не появится), а может быть и кусочек важного действия. Так что обязательно смотрите в таких вариантах, где на ползунке таймнга проставлены рисочки: тут опенинг начинается, тут заканчивается, тут начало следующего сюжета…)
Но в целом – техническое исполнение просто великолепное. Не шедевральное из-за описанных выше нареканий, но великолепное. Как водится, не без нареканий и сюжет.
Проблемы в сюжете
Давайте я не буду говорить о том, что вся эта история с палаткой изначально выглядит несколько странно. И что магический сюжет очень долгое время не играет практически никакой роли. А то, что начинающийся как комедия сериал обретает глубину и драматизм – это вообще чудовищный плюс, на мой взгляд. У сюжета в целом – ровно две проблемы:
Первая. Почти каждый новый появившийся персонаж поначалу чудовищно бесит. Каждый на свою особицу. Причём бесит долго. Часто даже после того, как мы уже понимаем его причины такого поведения – но, как говорится, «понять – не значит простить». Некоторые (Шигурэ, например) наоборот, начинают вроде бы вполне симпатично, а в середине – начинают уже доставать. Причём, с моей точки зрения, самое забавное и самое печальное – это ситуация вокруг «центрального треугольника». Потому что я всегда болела за пару Тоору + котик. И в первой экранизации, и здесь. И я признаю все его положительные черты. И более того, никакое другое решение Тору (даже если бы она вдруг решила выскочить из «центрального треугольника») не считаю наилучшим. А с котиком – наоборот считаю. При этом – бесит он от начала и до конца. Настолько, что я даже не всегда думаю синхронно с Арисой и Ханой: да, мне тоже нравится его подкалывать. Но в некоторых случаях я уже устала, наблюдать его реакции, а они ещё нет. А вот мышь… при том, что опять же понимаю и его достоинства, и проблемы – на первый-то взгляд вроде бы что в нём плохого? Но почему-то интуитивно бесит чуть ли не больше котика. Впрочем, забегая вперёд, скажу: как в любом нормальном сёдзе – все герои растут над собой и к финалу приходят если не симпатичными, то хотя бы приемлимыми.
Вторая: очень вычурный сеттинг. Но это в общем-то как-то где-то (я нарочно три «-то» подряд) можно списать на опять же законы жанра. Хотя и в жанре бывает не менее красиво, но менее вычурно. Проблема в том, это неправдоподобный на первый взгляд психологический сеттинг. Не то, чтобы они там наглухо все долбанутые, но как-то около того. Причём, как ни странно, чем дальше смотришь – тем больше понимаешь, что лидер здесь – сама Тоору. У неё нет причин для таких гипер-реакций. То есть причины для именно такой реакции на лицо, а вот «градус» - зашкаливает непонятно почему. И если поначалу это воспринимается как нечто забавное, то очень скоро… достаёт. Это та самая шутка, рассказанная сто раз. А в случае с остальными и вообще всей историей – в общем-то потихоньку всё начинаешь понимать, разбираться в ситуации… но всё равно смотришь на это как сёдзе-героиня. С во-о-о-от такими глазами. Хм, так это сёдзе и есть. Тем не менее – впечатление несколько странное и не всегда доставляющее удовольствие. Однако, я тут обмолвилась: «на первый взгляд», «разбираться в ситуации»… в этом – изрядная часть как раз прекрасного в сюжете.
Прекрасное в сюжете
Главная прелесть сюжета в том, что он вполне соответствует канону жанра: «главная героиня помогает окружающим разобраться со своими проблемами своей добротой, упорством, неординарным взглядом на вещи и оптимизмом, они растут над собой и все становятся хорошими». Причём обе части хороши, но сначала о том, что до «и»:
Как я уже говорила, минимум половина героев либо с самого начала, либо где-то к середине – ведут себя не только странно, но и скорее отталкивающе. Вплоть до желания надавать по физиономии и привести в чувство. Причём это не обязательно какая-то истерика, это просто какая-то вроде бы запредельная глупость. «Может быть в маленькую трещинку войдёт немного ума». Однако, и это очень здорово – на самом деле тут есть подковырка. Я не даром в эпиграфе написала про царапину. Дело в том, что за каждым из таких героев (на самом деле и за некоторыми от начала и до конца симпатичными) стоит некая психологическая проблема семейных отношений.
Что важно: буквально все эти конфликты каждый из людей если не пережил сам, то наблюдал «по-соседству». У друзей, одноклассников, сослуживцев (если зритель повзрослее)… в общем, если не самостоятельно в это вляпывались, то наблюдали в довольно близком окружении. Однако, практически все проходят через подобные конфликты если и не безболезненно, то довольно быстро так или иначе закрывают его. Да, именно «так или иначе». Я к тому, что решение «с глаз долой, из сердца – вон» - это очень плохое решение, по сути дела – не решение вовсе. Но конфликт при этом сначала замораживается, а потом исчезает. Именно потому, что конфликт – это именно пересечение интересов. Если же они не пересекаются – то и конфликта нет. Так вот, вся беда этих на первый взгляд странно ведущих себя персонажей, что они конфликт не пытаются решить (или пытается только одна сторона и делает это в меру своего весьма скудного понимания), а наоборот – растирают его и сыплют соль на рану. Интересно, кстати, что хотя котик и постоянно пытается реализовать ту самую стратегию «с глаз долой», но не понимает, что он не убегает от проблемы, а просто убегает. Проблема и конфликт остаются при нём.
Кстати, что отдельно приятно: я вот сказала про скудное понимание. Это здесь тоже очень хорошо. Обычно же в анимэ скудное понимание демонстрируют либо взрослые, либо, если таковых в кадре нет – то тогда уж часть молодёжи с подростками. Здесь, к счастью, есть и взрослые, и дети. И жгут прометиумом буквально все. За исключением, опять же, очень некоторых. Что интересно: а вот те, которые не жгут – они и на развитие сюжета оказывают довольно косвенное влияние.
Как две моих безусловных любимицы, в тела которых я пикировала, так сказать, по очереди. Арисв и Хана. Вот две девушки, очень понятные и даже созвучные мне. Каждая по-своему, безусловно. Но что они делают? Просто очень во-время, какими-то незначимыми мелочами поддерживают Тоору. Я, конечно, приуменьшаю. И Ариса иногда даёт вполне правильные руководства к действию, а уж Хана с готическим пафосом (который, я уверена – сейчас её откровенно развлекает) выдаёт и очень правильные мысли о чём следует задуматься и где на самом деле стоит поискать проблему.
В общем, при всей странности попервоначалу, это прекрасная иллюстрация, что будет, если те или иные, вполне стандартные конфликты «доводить до греха».
Кстати, интересно, что проблемы наличествуют не только у первоначально несимпатичных героев, уж как мне симпатична Исузу, а сказать, что у неё нет проблем? Смеётесь? Или тоже весьма симпатичные Сома, Кагура, Хатори… и даже не только в семье Сома. Хана. Какая у неё история! Но и этого мало. У совсем-совсем обычных людей. Как будто не было проблем у Арисы? Серьёзных проблем, между прочим. А у Кёко? Да, волшебная, почти идеальная мама, да, байкерская легенда. Но её переживания от потери мужа – это очень жизненно. Да и две обмолвочки «меня некоторое время не было, а потом родительские права были под вопросом»… Хи-хи, имея кое-какой жизненный опыт – я таки вам серьёзно говорю: присела Кёко.
Кстати, о Кёко. Вот как бы зная её характер и немного разбираясь в структуре японского языка – я понимаю, что умирающая Кёко не произнесёт «Юрусе най» (Не прощу) с точкой на конце. Так не говорят. То есть так говорят, но… как бы сказать? Живой с живыми, и когда имеет место неявная перестановка в стиле магистра Йоды. «Ты сделал вот это и нет тебе прощения» («ты сделал вот это» и что «это») может быть даже не высказано, но мы точно понимаем, что оба понимаем, о чём идёт речь. Умирающий же передаёт последнее послание. И тогда это начало формулировки: «нет тебе прощения, если ты не сделаешь чего-то». Чего? Да очевидно же: не сбережёшь Тоору, не сделаешь её счастливой. Впрочем, понятно, почему котик её не понял. И понятно, что зрители эту загадку разгадали сразу.
Чего не скажешь о других загадках. Честно говоря, многие конфликты я не знала, как будут разрешены. То есть, опять же, зная закон жанра "все к финалу прийдут хорошими" – я знаю, что Тоору и к Акито подберёт ключик. И я понимаю даже раньше, чем это прозвучало на экране (понятно, четверо старших «зверьков» это знают уже давно), дело всё в том, что император всегда одинок – и, при определённой неопытности, может воспринимать своё положение «возлюбленного всеми» как неизменную данность. Но вот как Тоору это сделает – загадка. Решение нам показали довольно скомканно и не без роялей, но в целом – правильно и в духе сериала. Вот чего я не поняла – с чего Ариса в больнице Акито обняла, услышав интересную информацию от Ханы? От, так сказать, взаимопонимания?
Да, вообще, о симпатичных персонажах, тех же Арисе и Хане можно говорить много. Но это в общем-то эрзац-семья для Тоору (с вполне явным распределением ролей). И они всё же на поддержке. А ужасно красивая Исузу со своей ужасно красивой и тоже совершенно понятной и созвучной для меня историей? Или Курано?.. И вообще, когда пишешь обзор вот так, уже посмотрев сериал – то да, к моему величайшему удовольствию, я это очень люблю – да они там все в общем-то симпатичные. Ну, хорошо. В той или иной мере. Но я очень люблю и вот этот аспект классики сёдзе, который «после «и». Что в результате – все хорошие.
Что особенно радует, я ж люблю романтику – почти все разобрались на парочки, а единицы, которые нет – хотя бы разобрались со своими чувствами. Даже про Мотоко не забыли, кстати, нарисовав ей очень трогательный двойной финал с плот-твистом.
Кстати, о трогательном. Ну это сёдзе же. Так что с «трогательным» тут полный порядок. Настолько полный, как я давно не встречала. Тут, понимаете ли, у девушек такое количество раз глаза на мокром месте (как всегда, девушки плачут от эмоций, и от грусти, и от радости), что и не пересчитать. Но всё ещё лучше. Я не помню случая, чтобы я к каждой из них в этом деле не присоединялась. И более того – часто исполняла этот номер соло. В общем, давненько такого не было, чтобы я плакала минимум раз в серию. Минимум. В каждую. Звучит глупо, но иногда мне очень хочется такого.
И хотя вроде бы подспудно, за счёт того, что я не раз говорила – изменились, решили проблемы, стали хорошие – уже понятны два основных лейтмотива: что-то кончается, что-то начинается, и надо двигаться вперёд. Но очень радует, что они не остались просто понятными, но и были озвучены несколько раз и напрямую. Для ясности. Впрочем, мудрых мыслей в этом сериале полно. Например, мне очень понравилась идея, что настоящая любовь – это не только настоящее, но и приятие прошлого, и (оптимистичный) взгляд в будущее.
Что ещё мне очень понравилось – это то, что как здесь изящно обошлись с одним анимэшным.… законом его не назовёшь, но очень любимый сюжетный ход, касающийся «фантастики про современность». Вроде бы ведь надо свести все волшебные приключения к наблюдаемому нами «обыденному миру»? И обычно это делается через ход «всё, магия кончилась, все расколдовались». И здесь вроде бы так же. Но… задумайтесь, а ведь нет! А ведь по миру до сих пор ходит (не скажу вместе с кем) некая девушка, облачённая во всё чёрное. Магия ещё есть. А ещё – сложившаяся конфигурация настолько интересна, что и фраза о том, что будет новый банкет – выглядит совершенно справедливой. Просто это будет… улучшенная версия. 2.0.
Заключение
В общем, несмотря на почти рекордный разрыв между «оригиналом» и «римэйком» - возвращение, на мой взгляд, получилось триумфальным. Это по-прежнему сёдзе. Намного даже более сёдзевое, чем первая экранизация. Но ещё и более глубокое по нагрузке «о чём поразмышлять», так что вполне может понравится и взрослым мужчинам. А почему я ставлю 8 баллов, а не «шедевр» - это исключительно чуть-чуть за технические придирки. И за то, что уж очень герои бесят подчас.
Послесловие-дисклеймер
Для альтернативно-одарённых, плохо умеющих читать и думать: данный текст касается анимэ-сериала и только его. Наличие манги, новеллы, ранобе, визуальной новеллы или произведения какого-либо другого жанра, сюжет которого в какой-то мере послужил основой для сценария данного сериала – если и было упомянуто, то исключительно для справки, поскольку анимэ-сериал является самостоятельным произведением в другом жанре. Всё, что сказано выше – сказано про сериал и только про него. Желающим прочитать в оценке сериала оценку исходного произведения напоминаю анекдот про «Ерунда эти «Битлз», мне Мойша напел». Направление куда идти – найдёте сами.
#аниме #анимеобзор