- Мам, кто это Василий Бугров? – спросила восьмилетняя девочка, глядя на почти сгнивший деревянный крестик с еле различимой надписью, находясь на городском кладбище возле семейного захоронения.
- Ой, Танюшка, я тебе дома все расскажу. Эта могилка очень важная для нашей семьи, очень-очень. Тебе нужно знать эту историю. Без этого Василия и мы бы тут не стояли. Это спаситель наш.
Девочка пожала худенькими плечиками и удивленно промолвила:
- А почему тогда крест такой старый, развалившийся, ты же говоришь, что это важный человек для нашей семьи, почему?
Мать поправила прядь волос, вздохнула и сказала:
-Знаешь, доченька, а это не совсем человек, то есть совсем не человек. Давай-ка собираться домой, кажется, гроза надвигается, я же сказала, что дома все расскажу.
Девочка была заинтригована. Она быстро схватила свой рюкзачок, очень хотелось узнать эту тайну, но дома Таня не стала задавать никаких вопросов, она знала, что мама обязательно расскажет, раз обещала.
Вечером после ужина мать подозвала Танюшку и начала свой рассказ.
- Это было много лет назад, в суровое для нашей страны время - в блокаду Ленинграда. Ты ведь слышала о Великой Отечественной войне? Два с лишним года продолжалась эта блокада, когда фашисты со всех сторон окружили город, отрезали все пути доступа к нему, решили захватить измором и вели постоянные бомбежки. Так вот, твоя прабабушка Мария Степановна и находилась тогда в этом аду. На тот момент ей исполнилось 28 лет, было трое детей: Лиза, Аня и Петя, это мой отец и соответственно твой дедушка. Дети были маленькие 7, 5 и 3-х лет. Отец Марии Степановны погиб еще в гражданскую войну, мать умерла в детстве, ни сестер, ни братьев тоже не было, а любимого мужа забрали воевать практически в первые дни наступления фашистов. В общем, суровое время было. Голод стоял страшный. Особенно тяжело было зимой. Так вот был у Марии Степановны кот Васька. Страшненький такой, Лизонька еще до войны его откуда-то принесла котеночком. Вечно этот Васька ходил ободранный: дрался с соседскими котами. Приходил домой лишь поспать и поесть. Раньше его молоком да сметанкой кормили, а сейчас в блокаду люди на ногах не стояли от голода. Умирали как мухи. Домашним питомцам совсем ничего не доставалось. Васька изредка стал дома появляться, похудел, и без того страшный - а тут стал совсем уродливым. Когда отсутствовал более трех дней, Мария Степановна и детишки думали, что помер, а, может, и кто съел.
- Как съел? - воскликнула от удивления девочка. - Котов же не едят!
- Ой, Танюшка, зачем я тебе это сказала, ты же еще маленькая совсем. Может, позже рассказать?
- Мам, рассказывай, все рассказывай, я должна знать, не буду больше перебивать тебя, - с трепетом проговорила девочка...
Окончание этой удивительной истории читайте здесь:
Всем спасибо за внимание)
Светлана Котова