Армяне были основными жителями средневековой Каффы, по османской переписи 1519 года их тут было 44% населения (против 34% мусульман и 17% греков), но к началу ХХ века в уездной Феодосии их оставалось менее 1000 человек.
Однако роль в её жизни армяне играли куда большую... или правильнее сказать не армяне, а армянин Ованес Айвазян, у нас более известный как Иван Айвазовский, один из величайших художников Российской империи, чьи морские сюжеты можно увидеть едва ли не в каждой крупной картинной галерее.
Оставались ли в Каффе коренные армяне — сложно сказать: Айвазовские переселились сюда в конце 18 века из Молдавии, куда ещё раньше попали из Львова. Иван Константинович уже при жизни обрёл всемирную славу, в числе его поклонников был даже турецкий султан, даривший ему всякие османские награды и приглашавший делать выставки в Стамбуле, ну а в родной Феодосии Айвазовский был известен в первую очередь как меценат, оставивший городу много подарков.
Например, водопровод от своего имения в горах, улучшивший водоснабжение города в десятки раз. В Феодосии Айвазовский прожил всю жизнь и был похоронен - вот его могила (1903) в сквере на углу Ленина, Морской и Армянской.
Сквер — ни что иное, как бывшее армянское кладбище, скрывает в глубине средневековую церковь Сурб-Саркис (Святого Сергия). Древний портал ещё в Средние века "оторвался" от храма и был переделан в 1888 году в звонницу, ныне ставшую просто воротами.
Церковь построена в 1331 году, и возможно она старейшая сохранившаяся за пределами исторической Армении: хотя в общем и другие армянские храмы Крыма и Галиции строились в 14 веке, но лет на 20-30 попозже.
В ХХ веке она подрастеряла реликвий — средневековые иконы, фрески, резные двери по образцу дверей собора в древней армянской столице Ани, а также всяческие рукописи и манускрипты. Что-то из этого ныне в музеях и библиотеках (причём не только Феодосии, но и Петербурга, Москвы, Вены, Парижа), что-то погибло. Двери, например, хранятся ныне в Музее древностей.
Здесь же остались лишь бесчисленные резные хачкары ("крест-камни", армянские аналоги наших обетных крестов), намертво вмурованные в стены.
Ну а что скромное убранство армянских церквей впечатляет не меньше, чем роскошь православных и католических храмов — наверное, многие заметили. Фотографировать внутри, кстати, не полагается.
Армянская слобода с белыми одноэтажными домиками уже кажется более "европейской" (вернее, "русской"), но атмосфера её неухоженных улиц всё так же патриархальна, как и у караимов.
Дальше по улице есть более крупная, явно рассчитанная на оборону армянская церковь Михаила и Гавриила (1408) с миниатюрной звонницей на краю.
© Илья Буяновский