Найти тему

В СССР ужасно воспитывали: к чему же нас приучили и как с этим теперь жить

Сейчас на волне ностальгии многие представители старшего поколения с удовольствием вспоминают свое воспитание, которое они получили в СССР, и противопоставляют его современной педагогике, которая в наши дни переживает не лучшие времена.

Действительно, советское государство положило немало сил для воспитания деток – будущих благонамеренных граждан коммунистического общества.

Пожалуй, эта идеологическая направленность и была ахиллесовой пятой воспитания в СССР, так как, не оправдав себя, она породила вагон проблем во всех сферах жизни ребенка.

Воспитание коллективизма

Ребенок с детства воспитывался как часть целого и обязательно входил в какую-нибудь организацию: сначала он был октябрёнком, потом пионером, затем – комсомольцем и, наконец, (и по возможности) – членом партии.

Конечно, в детском возрасте нужна определенная организация, но все же нельзя забывать и о личности малыша, его богатом внутреннем мире, который не укладывался в партийные рамки.

Неудивительно, что уже в подростковом возрасте детки теряли себя: кондовые партийные установки приедались и уже не могли удовлетворить их личных амбиций. Во многом именно по этой причине молодежь 1980-1990-х годов с головой окунулась в мир западных прелестей, на которых больно обожглась.

Безусловный авторитет взрослых

Конечно, для ребёнка умный и добрый взрослый – главный проводник в большую жизнь.

Родители в семье, учитель в школе (который всегда прав) и правильный дядя милиционер на улице – образец для подражания, который усиленно культивировался в художественной литературе, на телевидении и в общественной жизни. Но на энтузиазме идеологи-психологи, кажется, забыли мудрость древних: «Человеку свойственно ошибаться».

А это значит, что и взрослые иногда могут быть неправы, но, к сожалению, советские дети об этом не знали. Привычка полагаться на мнение старших отучала ребят критически мыслить и принимать в сложных ситуациях нестандартные решения. Сейчас старшее поколение с трудом учится смотреть на мир глобально, и хочется надеяться, что они в этом хотя бы отчасти преуспеют.

Перфекционизм в учебе и дисциплине

В советское время деткам было положено учиться только на «4» и «5», чтобы не позорить свое пионерское звено. Хорошая учеба была чуть ли не главным показателем успеваемости ребенка, как будто другой жизни у него не было и быть не могло.

К этому прибавлялась муштровая дисциплина, которая не столько развивала личность ребенка, сколько психологически уравнивала его с окружающими. В результате бодрый советский пионер приучался к мысли, что он – часть школьного класса и не должен ничем выделяться от своих сверстников. Сейчас мы наблюдаем обратную реакцию: многие современные дети воспринимают школу и ее правила как досадное недоразумение, которое им приходится терпеть до перехода во взрослую жизнь.

Впрочем, современная педагогика при всех своих недостатках (по крайней мере формально) акцентирует внимание на личности ребенка, а не на его успеваемости.