Найти тему
Краски и пиксели

За кулисами феноменального балета: «Русские сезоны» Сергея Дягилева

В Москве в Новой Третьяковке проходит выставка «Дягилев. Генеральная репетиция». Когда выпал шанс, я не могла там не побывать. Рассказываю, кто такой Дягилев, чем удивляли «Русские сезоны» и причём здесь авангард.

Самая известная афиша "Русских сезонов" с изящной Анной Павловой
Самая известная афиша "Русских сезонов" с изящной Анной Павловой

Сергей Дягилев – художественный критик, организатор выставок, автор статей и книг, создатель художественного общества «Мир искусства». Но больше всего он известен как балетный антрепренёр. Говоря современным языком, он был менеджером и продюсером, прославившим русское театральное искусство за границей.

Валентин Серов. Портрет Сергея Дягилева. 1904. Государственный Русский музей
Валентин Серов. Портрет Сергея Дягилева. 1904. Государственный Русский музей

Этот гениальный человек организовал самые известные в мире театральные гастроли – «Русские сезоны», которые проходили с 1908-го по 1929 год. Европейским зрителям рассказывали о своеобразии русской культуры через оперу, спектакли и балет. Постановки Дягилева стали настоящим феноменом – каждая превращалась в красочное шоу с необыкновенными костюмами и декорациями, которых ещё не видел современный зритель.

Необыкновенные костюмы и декорации - "Русские сезоны" стали своего рода революцией в искусстве
Необыкновенные костюмы и декорации - "Русские сезоны" стали своего рода революцией в искусстве

Сергей Дягилев грамотно проводил рекламную компанию. Сначала в 1906 году менеджер-самоучка организовал в Осеннем салоне Парижа выставку картин русских мастеров, уделив особое внимание художникам объединения «Мир искусства». Европейцы познакомились с работами Льва Бакста, Валентина Серова, Константина Сомова.

В 1907 на парижской сцене прогремели Русские исторические концерты. А в следующем году зрители рукоплескали на опере «Борис Годунов», где ведущую партию исполнил Фёдор Шаляпин. За оперой последовал балет, и не один. Публика влюбилась в русских артистов и в новый балет, который опережал своё время.

На выставке демонстрируются не только эскизы, по и конечный результат работы художников
На выставке демонстрируются не только эскизы, по и конечный результат работы художников

Критика не останавливала Дягилева. Постановки получали неоднозначную реакцию. Но тот факт, что они были незабываемыми, в этом зрители были единодушны. Декорации могли крутиться и вращаться, а эпатажные костюмы артистов – заставлять публику сидеть с открытым ртом. Со временем «Русские сезоны» проходили на сцене разных стран: в Монако, Англии, США, Австрии, Германии, Италии.

Наталья Гончарова. Эскизы костюмов героев балета "Свадебка". 1923
Наталья Гончарова. Эскизы костюмов героев балета "Свадебка". 1923

Дягилев не писал картин и не был профессиональным режиссёром. Однажды он сказал: «Я не работаю. Я ничего не делаю. Но без меня не обойтись». А делал он, конечно, очень многое. Например, искал спонсоров, придумал концепцию постановки и, главное, вдохновлял и притягивал талантливых людей. Без его фантастического энтузиазма и веры в успех такой масштабный проект не появился бы на свет.

В «Русских сезонах» участвовали лучшие артисты балета Москвы и Санкт-Петербурга. Среди них: Вацлав Нижинский, Михаил Фокин, Анна Павлова, Ида Рубинштейн, Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина.

Вацлав Нижинский и Анна Павлова. Балет "Павильон Артемиды"
Вацлав Нижинский и Анна Павлова. Балет "Павильон Артемиды"

Больше внимание уделялось оформлению. Импресарио сотрудничал с Серовым, Рерихом, Ларионовым, Гончаровой, Бакстом, Судейкиным, и заокеанскими звездами, например, Матиссом, Пикассо и Браком. В некоторых постановках с костюмами помогали Шанель и Лоран.

Наталья Гончарова. Эскиз костюма крестьянки для балета "Золотой петушок"
Наталья Гончарова. Эскиз костюма крестьянки для балета "Золотой петушок"

Гениальный организатор настаивал, чтобы художник не только создавал эскиз, но и принимал личное участие в его воплощении. В программах постановок размещалась информация о художниках-декораторах. А громкие имена живописцев служили дополнительной рекламой.

Валентин Серов. Эскиз декорации к балету "Шехеризада"
Валентин Серов. Эскиз декорации к балету "Шехеризада"

Думаю, смелый проект «Русские сезоны» вполне можно назвать авангардным, он, действительно был впереди планеты всей. Художники-экспериментаторы чувствовали себя в нём, как в своей стихии, создавая совершенно новые декорации.

Михаил Ларионов. Эскиз декорации к балету "Русские сказки". 1916
Михаил Ларионов. Эскиз декорации к балету "Русские сказки". 1916

Благодаря масштабной рекламной кампании и гениальным постановкам в моду входит русский стиль. Жаль, что в России они так и не были поставлены.

Александр Головин. Эскиз декорации к балету "Жар-птица". 1910
Александр Головин. Эскиз декорации к балету "Жар-птица". 1910

Выставка в Третьяковке позволяет переместиться во времени и заглянуть за кулисы. С помощью чёрно-белых фотографий, видеофрагментов, костюмов, старинных афиш и эскизов художников можно себе представить, какими были постановки, которые сумели покорить сердца людей, говорящих на разных языках.

Михаил Ларионов. Дочь Шута. Эскиз костюма к балету "Шут"
Михаил Ларионов. Дочь Шута. Эскиз костюма к балету "Шут"

Как отмечают организаторы, выставка уникальных предметов – это своего рода генеральная репетиция перед открытием постоянной экспозиции Сергея Дягилева в Новой Третьяковке, которая планируется в ближайшее время.

-12

Выставка "Дягилев. Генеральная репетиция" доступна всем любителям театра и живописи до 5 февраля 2023 года (Крымский Вал, 10).

#новаятретьяковка #искусство #выставка #дягилев #генеральнаярепетиция #русскиесезоны #балетДягилева #русскийбалет #художникидекораторы #декорации