Найти в Дзене
Синий Сайт

Биология в художественной книге: как избежать самых распространённых ляпов? Конструируем растение. Затерянные миры

«Ночь была безлунная и холодная. Мы сели поближе к огню, чтобы согреться. Мясо было почти готово, как вдруг из темноты с угрожающим свистом прямо на нас спикировало какое-то существо. К своему невероятному ужасу, я совершенно отчетливо разглядел перепончатые крылья, змеиную шею, блестящие свирепые глаза и клюв, полный острых белых зубов. Через мгновение существо исчезло в ночи вместе с нашим ужином. Мы сидели, замерев, не в силах справиться с потрясением». (А. Конан Дойл. Затерянный мир) «Затерянный мир» А. Конан Дойла оказался книгой, которая возбуждала воображение многих и многих подростков. Мне кажется, дело тут в самой установке: обнаружении не «нового и неизвестного», а – известного, но кажущегося невозможным. Не случайно многие читатели признавались: «Затерянный мир» пробудил у них интерес к палеонтологии как науке. А в самом деле, можно ли сейчас найти на Земле такие вот затерянные миры? В биологии существует понятие: «живые ископаемые». Это реликтовые виды, оставшиеся неизменны
Плато Рорайма - место, послужившее прототипом "затерянного мира".
Плато Рорайма - место, послужившее прототипом "затерянного мира".

«Ночь была безлунная и холодная. Мы сели поближе к огню, чтобы согреться. Мясо было почти готово, как вдруг из темноты с угрожающим свистом прямо на нас спикировало какое-то существо. К своему невероятному ужасу, я совершенно отчетливо разглядел перепончатые крылья, змеиную шею, блестящие свирепые глаза и клюв, полный острых белых зубов. Через мгновение существо исчезло в ночи вместе с нашим ужином.

Мы сидели, замерев, не в силах справиться с потрясением».

(А. Конан Дойл. Затерянный мир)

«Затерянный мир» А. Конан Дойла оказался книгой, которая возбуждала воображение многих и многих подростков. Мне кажется, дело тут в самой установке: обнаружении не «нового и неизвестного», а – известного, но кажущегося невозможным. Не случайно многие читатели признавались: «Затерянный мир» пробудил у них интерес к палеонтологии как науке.

Иллюстрация художника Владимира Шевченко
Иллюстрация художника Владимира Шевченко

А в самом деле, можно ли сейчас найти на Земле такие вот затерянные миры?

В биологии существует понятие: «живые ископаемые». Это реликтовые виды, оставшиеся неизменными в течение миллионов и даже сотен миллионов лет, чьи популяции чудом сохраняются до наших дней. «Живые ископаемые», как правило, представлены в природе немногочисленными группами, хотя из-за ценности и удивительных качеств некоторые из них разводят в условиях культуры.

«Живых ископаемых» не так много: несколько десятков видов. Это мечехвосты, кистепёрые рыбы латимерии, древние моллюски неопилины, деревья гинкго, метасеквойи и ряд других.

Современные деревья гинкго очень мало отличаются от своих вымерших родственников
Современные деревья гинкго очень мало отличаются от своих вымерших родственников

Но ведь все они давно известны и изучены! Да, редкие, да, необычные, но – уже открытые.

Вот почему открытие в 1994 году нового хвойного дерева – воллемии благородной– так потрясло научную общественность. Я очень хорошо помню охватившую ботаников эйфорию. Помимо чисто научного интереса, я думаю, многие тогда испытали то же, что и я: в душе проснулся тот-самый-подросток, который мечтал о затерянных мирах.

И в особенности этому способствовало то, что, как и в знаменитой книге, находка была сделана в труднодоступной гористой местности.

«Но и следующая страница ни в чем не убедила меня. Это был пейзаж, чуть намеченный акварелью, один из тех незаконченных этюдов, которые служат художнику лишь наметкой к будущей, более тщательной разработке сюжета. Передний план этюда занимали бледно-зеленые перистые растения, поднимавшиеся вверх по откосу, который переходил в линию темно-красных ребристых скал, напоминавших мне чем-то базальтовые формации. На заднем плане эти скалы стояли сплошной стеной. Правее поднимался пирамидальный утес, по-видимому отделенный от основного кряжа глубокой расщелиной; вершина его была увенчана огромным деревом. Надо всем этим сияло синее тропическое небо. Узкая кромка зелени окаймляла вершины красных скал. На следующей странице я увидел еще один акварельный набросок того же пейзажа, сделанный с более близкого расстояния, так что детали его выступали яснее».

(А. Конан Дойл. Затерянный мир)

Национальный парк Воллеми. Деревья воллемии растут в узких труднодоступных ущельях
Национальный парк Воллеми. Деревья воллемии растут в узких труднодоступных ущельях

Национальный парк Воллеми, где была сделана находка, это зона дикой природы, расположенная на севере Голубых гор в восточной Австралии. Парк занимает площадь более пятисот гектар и расположен примерно в 130 километрах к северо-западу от Сиднея.

Открытие сделал молодой егерь парка, Дэвид Нобл, увлечённый ботаник и любитель экстремальных видов спорта. В одну из суббот 1994 года Дэвид и двое его друзей решили спуститься по вертикальной стене узкого каньона. Место было воистину труднодоступным: никакого другого способа попасть вниз попросту не было, и даже высадка с вертолёта в этом месте оказалась бы очень сложной из-за высоких крон деревьев, населяющих каньон.

Воллемии в естественной среде обитания
Воллемии в естественной среде обитания

О дальнейшем Дэвид впоследствии рассказывал так:

«Мы завершили спуск и сели обедать, когда я заметил дерево, которого раньше не видел. Недолго думая, я взял небольшой образец и положил его в рюкзак, чтобы идентифицировать дома».

«Несмотря на то, что у него были весьма характерные черты, мне не удалось его определить. Позже на неделе я отдал [образец] Уину Джонсу, старшему натуралисту в NPWS в Голубых горах. Уин спросил, насколько велико растение. Когда я описал его как 40-метровое дерево, он сказал, что мы должны посетить это место».

Уин Джонс, Дэвид Нобл и воллемия
Уин Джонс, Дэвид Нобл и воллемия

Дерево оказалось близко к другим хвойным, населяющим Австралию, араукариям и агатисам, но в то же время не принадлежало ни к одному из этих двух родов. Очень скоро стало понятно, что похожие образцы встречались лишь среди окаменелостей: дерево оказалось натуральным «живым ископаемым».

Воллемия - "живое ископаемое"
Воллемия - "живое ископаемое"

Назвали новый вид воллемией (по названию национального парка), а видовой эпитет был образован от фамилии первооткрывателя и заодно от латинского слова, обозначающего «благородный».

Первоначально природная популяция воллемий насчитывала всего несколько десятков деревьев, но позже были найдены две другие точки произрастания.

Точное местонахождение знаменитого каньона скрывается Департаментом окружающей среды и изменения климата Нового Южного Уэльса, чтобы «избежать возможности потенциального заражения патогенами, вандализма и незаконного сбора».

Почти сразу после открытия деревья воллемии удалось ввести в культуру методами микроклонального размножения. Надо сказать, что коммерческое разведение воллемий вызвало у некоторых жителей Австралии чувство протеста: вероятно, им казалось, что товаром стала сама уникальность, гордость Австралии. Тем не менее, метод микроклонального размножения оказался очень действенным: сейчас нет ни одного научного ботанического сада в мире, где не росли бы воллемии. (Кстати, воллемия есть и в Главном ботаническом саду РАН в Москве). Хватает также и любителей-садоводов, выращивающих воллемии для собственного удовольствия. А это значит прежде всего, что никакой несчастный случай уже не приведёт к безвозвратной потере этих деревьев.

Между тем, опасность для редких, исчезающих видов всегда есть. Так, во время пожаров 2019-2020 годов уникальный каньон удалось отстоять лишь ценой огромных усилий. В каньон были направлены вертолёты, и пожарных спустили вниз с помощью лебёдок.

Кроме того, деньги от продажи первых партий воллемий были направлены на изучение и охрану этого вида.

А уникальность – что ж, уникальности природной популяции, на мой взгляд, нисколько не вредит тот факт, что воллемию сейчас можно купить даже в цветочном магазине. Конечно, не в каждом и не задёшево, но всё же…

Что же касается книги Конан Дойла, то она удивительная. И самое удивительное в классике, как мне думается, то, что высказанные в ней мысли не устаревают. Как вам, например, такая:

«До чего раскованное нужно иметь сознание, чтобы, наблюдая жестокую кровавую бойню, суметь в ней разглядеть оправдывающие ее мотивы».

Или вот это:

«Бывают в жизни моменты, когда нельзя занимать нейтральную позицию. Иначе навсегда утеряешь человеческое достоинство»

(А. Конан Дойл. Затерянный мир)

©Татьяна Виноградова для Синего Сайта

Не пропустите новые публикации, подписывайтесь на наш канал, оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее! Приносите своё творчество на Синий Сайт! Самые интересные работы познают Дзен!

#синий сайт #полезно для авторов #литература #биология