Мюзикл – самый затратный театральный жанр. Средний бюджет постановки в США на Бродвее – 8-12 миллионов долларов. Но время от времени появляются проекты, сметы которых становятся совсем заоблачными. Однако дороже не значит лучше. И чем выше стоимость, тем громче может быть провал. Рассмотрим самые дорогие постановки на сегодняшний день. Объединяет их то, что все они – адаптации кино и мультфильмов.
№ 5 «Холодное сердце» (Frozen/2018) – бюджет 30 миллионов долларов
К 2018 году театральное подразделение Disney зарекомендовало себя как стабильный поставщик кассовых хитов. И перенос на сцену самого коммерчески успешного мультфильма студии Disney «Холодное сердце» был совершенно закономерным (мне этот мультфильм совсем не нравится, как и всё, что вышло после «Мулан» (1998 г.) у Disney, но речь сейчас, к сожалению, не обо мне).
Сочинять дополнительные музыкальные номера были приглашены те же авторы, что писали песни для мультфильма – композитор Кристен Андерсон-Лопес и и её супруг поэт Роберт Лопес. За постановку отвечали именитые театральные режиссёры - Роб Эшфорд и Майкл Грандэдж, а также 2 сценографа и 3 хореографа. Для 40 актёров изготовили 300 костюмов, магию декораций должны были создавать 19 проекторов и видеостена весом 3,5 тонны с более чем 7 миллионами светодиодных ламп. Несмотря на всю грандиозность постановки, вряд ли она войдёт в историю, как мюзиклы «Красавица и чудовище» или «Король Лев», которые не сходят со сцен уже третий десяток лет, потому что драматургически и музыкально «Холодное сердце» крайне невнятно. И даже несмотря на то, что мюзикл на Бродвее был закрыт с началом пандемии, он с лихвой окупил затраты в 30 миллионов долларов, поскольку на волне хайпа в зале были аншлаги, а билеты раскупали на несколько месяцев вперёд.
Также «Холодное сердце» был поставлен в Австралии, Японии, Великобритании и Германии.
П.С. Музыка в «Холодном сердце» мне не нравится совсем, но сильнее всего в этой постановке меня смутил кастинг. Что в Бродвейской, что в остальных версиях в главных ролях актрисы совершенно неподходящих типажей. Вот, например, Кэсси Леви – исполнительница роли Эльзы на Бродвее - выглядит очень взрослой. Это опытная актриса мюзиклов, переигравшая во множестве знаменитых спектаклей, у неё восхитительный голос, она очень обаятельная…женщина. Именно взрослая женщина. Дело не в возрасте, просто такой типаж. Всё-таки, в роли юной девушки, почти ребёнка, комфортнее видеть инженю с бэби-фэйсом.
А фокус с платьем блестящ, у меня мурашки на 3:20, хоть я и не поклонница этой вещи. Визуальные эффекты, голос... И в этом весь басурманский мир мюзиклов – умеют, могут.
№ 4 «Шрек» (Shrek/2008) - бюджет 31,5 миллиона долларов.
Говоря про «Шрека», нужно начинать от Адама. Вернее, от Джеффри. Первоначально возглавлявший киностудию Disney в 1984—1994 гг., продюсер Джеффри Катценберг покинул компанию из-за внутренних разногласий. При нём были созданы величайшие хиты - «Русалочка», «Красавица и Чудовище» (единственный анимационный фильм, номинированный на «Оскар» как «Лучший фильм», и мой любимый мульт), «Аладдин» и «Король Лев». Годом позже Катценберг совместно со Стивеном Спилбергом и Дэвидом Геффеном (продюсер фильмов «Битлджус» и «Интервью с вампиром») основал компанию DreamWorks SKG, став продюсером мультфильмов «Принц Египта», «Дорога на Эльдорадо», «Спирит: Душа прерий» и др. Но это невозможно сравнивать с тем успехом, который имели его работы в Disney. Студия DreamWorks постоянно испытывала трудности. И если бы не «Шрек», выпущенный в 2001 году, будущее её было бы весьма туманным. Все еще подпитываемый желанием взять реванш у Disney, Катценберг и DreamWorks решили превратить «Шрека» в бродвейский мюзикл. Работая по формуле, которая изначально принесла успех Disney, DreamWorks собрала дримтим (прим.ред. – команда мечты) во главе со сценаристом, получившим Пулитцеровскую премию (пьеса «Кроличья нора») Дэвидом Линдси-Эбером. Музыку написала Джанин Тесор, самая заслуженная женщина-театральный композитор в истории с 5 бродвейскими шоу и 5 номинациями на премию «Тони» - главную американскую театральную премию. Художники создали внушительные декорации - три поворотных круга, волшебное зеркало высотой 3,5 метра, которое анимировалось в режиме реального времени, 5-метровый механический дракон, огромный мост, гигантский замок и большой имбирный человек. Не менее впечатляющими были костюмы - они, кстати, получили премии "Тони" и "Драма деск". У Осла были уши, которые шевелились, механический нос Пиноккио мог расти и уменьшатся, костюм Шрека так же был оснащён различными механизмами. И вся эта красота обошлась постановщикам в 31,5 миллиона долларов. Несмотря на то, что мюзикл "Шрек" получил положительные отзывы и восемь номинаций на премию "Тони", финансовый кризис - "великая рецессия" - 2008 года фатально сказался на шоу, поскольку все меньше семей тратили деньги на развлечения. В итоге, мюзикл «Шрек», продержавшись чуть больше года, перестал окупаться и был закрыт.
Был поставлен также в Великобритании.
№ 3 «Кинг Конг» (King Kong/2018) - бюджет 36,5 миллионов долларов.
Спектакль с 6-метровой механической куклой в главной роли не мог не стать одним из самых дорогих шоу в истории Бродвея. Первоначальный план состоял в том, чтобы перенести шоу в Нью-Йорк через год после того, как оно открылось в 2013 году в Мельбурне, Австралия. Но после многочисленных задержек и изменений в творческой команде на Бродвее "Кинг Конга" открыли лишь 8 ноября 2018 года. Сюжет мюзикла "Кинг-Конг" представляет собой компиляцию по мотивам фильмов 1933, 1976 и 2005 годов. Режиссёром мюзикла стал Дрю МакОуни, музыку написал Мариус де Врис («Оскар» за саундпродюсирование фильма «Ла-ла-ленд» ), переписывал австралийское либретто Эдди Перфект, он же позже будет автором мюзикла "Битлджус". Главным аттракционом стала, конечно, гигантская кукла весом в тонну, которая также стала причиной бюджета в 36,5 миллионов долларов. За неё же мюзикл получил главную американскую театральную премию - "Тони". В Австралии критикам очень понравилась кукла, но они не были благосклонны самому сценарию. Бродвейскую версию ждала та же участь. Продюсеры надеялись, что открытие в начале рождественского сезона приведёт в зал множество туристов. Но 18 августа 2019 года в связи с неокупаемыми еженедельными эксплуатационными расходами более 700 000 долларов проект был закрыт.
#2: «Король Лев»(Lion King/1997) - бюджет 36,9 миллиона долларов
После фантастически успешного переноса с экрана на сцену мультфильма "Красавица и Чудовище" генеральный директор Disney Майкл Эйснер решил, что Disney не сможет обойтись без еще одного “шоу в тематическом парке”. Выбор пал на безоговорочный хит - мультфильм "Король Лев" с музыкой Элтона Джона и стихами Тима Райса (он же автор стихов в мюзиклах "Иисус Христос Суперзвезда", "Эвита", "Шахматы", в мультфильме "Аладдин"). По задумке Эйснера "Король лев" должен был стать абстрактным и непредсказуемым. Последнее, чего он хотел, - это буквального воспроизведения фильма на сцене (улыбаемся и машем омерзительной лайв-экнш версии). Руководители театрального подразделения Disney предложили проект режиссёру экспериментального театра Джули Теймор (позже она снимет знаменитый фильм "Фрида" с Сальмой Хайек). Теймор была была масимально экстравагантна в своих идеях, и ей приходилось периодически проводить презентации для руководителей Disney, чтобы убедиться, что её творческое видение не расходится с генеральной линией партии. После мучительных поисков идеальной формы, которая устроила бы обе стороны, предпочтение было отдано южноафриканскому стилю, который совпадал с оригинальной эстетикой мультфильма. Теймор наполнила мюзикл красочными абстрактными декорациями, несколькими десятками масок ручной работы и 232 куклами. На момент премьеры 13 ноября 1997 года "Король лев" стал самым дорогим шоу на Бродвее, стоимость которого составила 36,9 миллионов долларов. Мюзикл принес Disney первую премию "Тони", а Джули Теймор вошла в историю как первая женщина, получившая премию "Тони" за лучшую режиссуру. Спустя 25 лет после своего дебюта на Бродвее франшиза мюзикла "Король лев" принесла более 1 миллиарда долларов по всему миру. Хакуна Матата)
Впоследствии мюзикл был поставлен в Великобритании, Нидерландах, Германии, Франции, Испании, Швейцарии, ЮАР, Японии, Корее, Китае, Австралии.
#1: «Человек-паук» (Spider-Man: Turn Off the Dark/2011) – бюджет
76 миллионов долларов
Мюзикл "Король Лев" стал свидетельством того, что режиссёр Джули Теймор может делать под чутким контролем опытных продюсеров. "Человек-паук" проиллюстрировал, что может произойти, когда у неё на руках карт-бланш. Для продюсера Дэвида Гарфинкла "Человек-паук" стал первым мюзиклом, поэтому ему не хватало опыта и способности принимать творческие решения. Театр "Фоксвудс" подвергли грандиозной реконструкции, чтобы оснастить всей необходимой машинерией, стоившей не один миллион долларов. Два огромных экрана превращали сцену в раскрытую книгу комиксов. Что касается паутины, Теймор решила, что актёры должны, как цирковые акробаты, летать по всему театру прямо над головами зрителей. Фактически, получился "Цирк дю Солей".
Но проекту не везло с самого начала. Та самая ситуация "не читал, но осуждаю" - задолго до премьеры ещё несуществующего проекта у публики сформировалость мнение, что комикс невозможно перенести на театральную сцену. Хотя сам Стэн Ли - автор комиксов о Пауке - с большим воодушевлением воспринял идею сделать из его детища мюзикл.
Самым печальным фактом стало то, что постановка оказалась крайне травматична для актёров, которые во время репетиций переломали себе всё, что можно. Но, с горем пополам, мюзикл, всё же, увидел премьеру. Авторами музыки стали Боно и Эдж (U2). Премера состоялась 14 июня 2011 г., и поначалу билеты выкупили на месяцы вперёд, но интерес публики к проекту быстро угас, положительных отзывов было гораздо меньше, чем отрицательных, он перестал окупаться, и через 2 с половиной года, 4 января 2014 г., мюзикл был закрыт из-за колоссальных убытков.
П.С. Я не люблю U2, для меня их музон скучноват, не хватает огня, а вот "Паук" оказался неожиданно бодрым. Из интервью Боно и Эджа очевидно, что для них это была очень важная работа, и вряд ли можно описать словами их огорчение от того, что спектаклю так не повезло.
© Dachette