Шведский режиссер Феликс Хернгрен, чье имя вряд ли многим российским зрителям знакомо, снял потрясающе тонкую лирическую трагикомедию “День за днем”. Нижайшие рейтинги этой картины радуют. Именно так широкий зритель и должен реагировать на настоящее искусство, которое даже не пытается заигрывать с ним. Это не значит, что подлинный шедевр не может стать кассовым хитом. Просто есть творчество, которое доступно многим, а есть то, что по зубам лишь подготовленной публике.
Хернгрен и тему выбрал непростую, словно заранее отваживая лишнего зрителя. Речь о старости и неизбежной смерти. Старик Мальте болен раком мозга. Болезнь, которая через несколько месяцев сведет его в могилу, он называет Адольфом. Пока мужчина еще нормально соображает, самостоятельно ходит, в общем - ведет полноценную жизнь. Но он знает, что совсем скоро его ждет. И пенсионер принимает решение об эвтаназии. Для этого он отправляется в Швейцарию. Сопровождать его вызываются друзья по дому престарелых: влюбленная в него колясочница Рут и маразматик Таге. За рулем будет сотрудница соцучреждения Катрин - ей около 50 лет, и она только что узнала об измене мужа. И пятый член этой необычной компании - молодой соцработник Симон, видимо, потомок мигрантов.
Рут надеется, что Мальте передумает, поэтому старается наполнить его последние дни всеми радостями жизни. Фургон едет по Европе: Швеция, Дания, Германия, Италия и только потом Швейцария. Везде свои приключения. Прекрасные диалоги и режиссура помогают артистам лучше раскрыть образы своих персонажей. И все справляются. У шведов хорошая кинематографическая школа. Международную известность их картины получают не так часто, но посмотреть там, безусловно, есть что.
Премьера состоялась только в этом году, хотя съемки прошли еще до пандемии. К сожалению, коронавирус осенью 2020 года унес жизнь исполнителя главной роли в фильме: Свен Воллтер скончался на 87-м году жизни. Трагикомедия вышла с посвящением ему.