Найти тему

Как написать лирику для песни. Если у вас "Творческий кризис". Метод Магнуса.

Оглавление

Предисловие

Как же написать стихи для песни? Я согласен с котиком. В этом деле важна практика и если вы никогда раньше не писали стихов, то верный способ начать - это просто брать и писать. Но что делать если вы в этом деле "съели собаку", измарана ни одна кипа бумаги, но хита так и не выходит.

Про "Творческий кризис" мне известно не понаслышке, бывает такое, что садишься перед компьютером/тетрадью/печатной машинкой, а в голове...

-2

В музыке, как в кулинарии "аппетит приходит во время еды" главное начать. А начать можно с прочтения чужих произведений, прослушивания музыки. После того, как мы дали понять своему мозгу, что собираемся творить, можно приступать.

Это конечно очень хорошо, когда стихи льются, как из рога изобилия, кроме того, считаю, так выходят лучшие произведения, но что делать, когда процесс совсем не ладится или застряли на втором куплете?

Лично я в таких случаях применяю декомпозицию процесса написания, назовем его формулой хита. Шучу конечно же. Станет ли ваша песня хитом, во многом зависит еще и от слушателей. Но написать хорошую лирику данный метод точно вам поможет. И так...

Метод Магнуса

Я постараюсь изъясняться простым языком, кроме того, опираться я буду исключительно на личный опыт, если вам известна какая-либо серьёзная литература по данному вопросу, прошу, умоляю, поделитесь со всеми в комментариях!

Декомпозиция - это разбиение одной большой задачи на множество мелких, простых. В основном в разбиении и заключается мой метод. Для начала разберёмся с самим объектом наших страданий - песней. Песенные стихи отличаются от обычных стихотворений тем, что они предназначены музыке. Песенный стих, для себя, я условно разделяю на составляющие:

  • Лирика - не обязательно стих, возможно у вас есть определённые мысли на какую-нибудь тему, или это какие-то красивые фразы западающие вам в сердечко, может это знаменитая цитата, попробуйте обыграть их и заключить в стихотворной форме. Лично я касаясь этого пункта захожу очень далеко, составляю карточки персонажей, прописываю целые истории, изучаю соответствующую литературу по интересующей меня теме;
  • Логика - каким бы ни был замечательный стих и как бы он ни трогал душу, если в нем проблемы с логикой, рано или поздно до слушателя дойдет, что это какая-то глупость (Мой личный пример. Мне очень нравилась песня "Беспечный ангел", пока не зацепилось ухо за фразу "и гнал свой байк, а не лимузин", с чего ему вдруг вообще гнать лимузин? Этот момент меня начал сильно раздражать и я перестал слушать эту песню вовсе). Проверяйте свои тексты на логические ошибки, сюжетные дыры, последовательность. Этот пункт касается и абстрактных произведений, образы тоже должны быть в своем роде логичными и ясными, постарайтесь так же предугадать прочие интерпретации полета ваших мыслей.
  • Мелодика - пускай сам по себе стих к мелодии ни какого отношения не имеет, но когда вы пишите песню (кроме случая, когда вы пишете лирику для готовой аранжировки) важно уже примерно представлять какая мелодия будет сопровождать ваши стихи. Если с этим возникают сложности, лучше начать с другого пункта.
  • Ритмика - самая важная часть, основа вашего произведения. Если ваш стих не укладывается в ритм, то и нормально спеть его не выйдет. Это не дело, если в угоду ритму придется нелепо комкать или растягивать предложение, такой стих подлежит переработке! Если с теорией музыки туго, вот вам лайвхак. Когда пишите свою песню, отстукивайте ритм пальцем по столу или притопывайте ногой и считайте сколько ударов приходится на строчку. Обязательно пробуйте читать/петь свой стих в слух, сразу всплывают наружу многие недостатки.

Эти же составляющие можете использовать и как критерии оценки собственных произведений.

Пускай я и разбиваю песню на компоненты, но не стоит забывать, что они единое целое! Начать писать можно со всех пунктов кроме "логики", вот вам план действий с учетом того, с какой части вы начинаете.

Лирика

Для начала нужна определенная тема, основа. Допустим я хочу написать песню в стиле "Король и шут", страшную историю. От начала и до конца я прописываю свою жуткую историю, затем я проверяю этот текст на логику, после уже пытаюсь перевести этот текст в стихотворную форму, тут сразу лучше определиться со структурой сколько у вас будет куплетов, будут ли припев и предприпев и т.д. Затем проверяем наш стих на ритмику и по ходу дела, допустим на первый пробный куплет пробуем придумать мелодию. Ничего если не получится сразу, порой я делаю сразу по пять и более вариантов на одну и ту же лирику.

Но все это годится если ваша песня больше похожа на повествование. Начать можно и с красивой рифмы. Придумайте "пачку" красивых, сильных рифм, я их в шутку называю "панчи". Опираясь на сильные строчки постарайтесь состряпать куплет/припев. Проверяем куплет/припев на логику и ритмику. Не забывайте про мелодию. Даже если внятной мелодии изначально не выходит, она обязательно придет позже, на этапе написания песни главное проверить, что эту песню вообще возможно спеть, конечно, после написания, песню должно шлифовать до блеска и не бояться выкинуть пару строк или вовсе начать с нуля.

Мелодика

Если у вас уже есть готовая мелодия или даже целая аранжировка ждущая своей лирики - это очень здорово, но если вы начинаете писать песню с нуля лучше начать с пункта выше. Но если вы все же отважились...

Когда пишешь песню начиная с мелодии, нужна, само собой, сама мелодия, играете вы ее на инструменте или просто мычите под нос, не важно. Параллельно с тем, как вы пытаетесь придумать мелодию пытайтесь петь "Рыбу" на выдуманном языке. Что-то выходит? Отлично, постепенно заменяйте "рыбу" на более осмысленные, рифмующиеся фразы. Записывайте процесс! Видео, аудио, ноты, обязательно записывайте весь процесс, потом не вспомните и будет обидно. Нашли красивую мелодию и замечательную лирику, на припев или куплет или на все сразу? Самое время задуматься о структуре сколько у вас будет куплетов, будут ли припев и предприпев и т.д. И тут вы наверно уже догадались, проверять на Логику и Ритмику нужно постоянно, в процессе написания.

Ритмика

Хотел бы я по больше расписать про то, как работать с методом опираясь на пункт ритмика, но сам им почти не пользуюсь. Если совсем по простому, ловим ритм, шагаем, топаем, стучим по столу. На этот ритм пытаемся накидывать случайные рифмы. За все время, что пишу песни, мной было написано лишь две песни, опираясь на этот пункт, во время долгих прогулок. Я ловил ритм шага и это помогало мне подбирать рифмы. Чаще гуляйте на природе, полезно и вдохновляет!

Напоследок

Конечно Метод Магнуса - это мой личный метод сформированный годами практики и очень сомневаюсь, что вы возьмете его на вооружение. Но если эта статья хоть как-то помогла вам сдвинуться с мертвой точки, я буду счастлив! Удачи вам в ваших творческих начинаниях и завершениях.

p.s. В следующей статье я расскажу о менее благородных метода борьбы с "творческим кризисом".