Найти тему
PLANESPOTTING

100 лет самолетам марки Ту

22 октября исполняется 100 лет со дня образования опытно-конструкторского бюро, основанного великим отечественным авиаконструктором, ученым, организатором авиационного производства Андреем Николаевичем Туполевым. Сегодня ПАО «Туполев» входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации Госкорпорации Ростех.

Андрея Туполева по праву называют легендой отечественной авиации. Под его руководством были созданы военные и гражданские самолеты различного назначения, созданные с применением самых прогрессивных технологий своего времени. За вековую историю ОКБ Туполева разработано около 300 моделей и модификаций самолетов, из которых более 70 строились серийно. Всего с 1923 года выпущено более 18000 самолетов марки «Ту», около 1000 из них поставлено в 20 стран мира. На самолетах «Туполева» установлено более 300 мировых рекордов по дальности, высоте полета, грузоподъемности, выполнено около 30 выдающихся перелетов.

В 1922 году Андрей Туполев возглавил Комиссию по постройке металлических самолётов при ЦАГИ. В её состав вошли так же его соратники Озеров и Сидорин. По предложению самого Туполева дату создания Комиссии, 22 октября 1922 года, позже стали считать датой создания опытного конструкторского бюро ЦАГИ – ОКБ А.Н.Туполева.

-2

Судьба Туполева непосредственно связана и с Омском. Сюда в 40-х гг. авиаконструктор приехал со своей семьёй. Туполев прибыл в Омске вместе с Сергеем Королёвым, которого тот нашёл в одном из лагерей ГУЛАГа. К тому моменту эвакуированные авиационные заводы № 81 и № 156 были объединены в один завод № 166, директором которого был назначен известный летчик, первый Герой Советского Союза Анатолий Ляпидевский. Знакомы Ляпидевский и Туполев были с 1934 года, когда Ляпидевский на самолете вывез из лагеря челюскинцев — женщин и детей. В Омске познакомились и подружились их семьи. Судя по тому, что семья Андрея Туполева получила служебную квартиру только через несколько недель после приезда в Омск, первое время Туполевы жили у Ляпидевских.

-3

А затем Андрей Николаевич получил жилье в доме – знаменитом омском образце стиля «конструктивизм» по адресу: проспект Маркса, 33 на пересечении с улицей Маяковского. Проживали Туполевы в квартире № 1 с 1941-го по 1943 годы.

-4

В сентябре 2016 года на 300-летие Омска на фасаде дома, где жил Андрей Туполев со своей семьёй была открыта мемориальная доска.

-5

Завод № 166 в Омске разместился на территории автосборочного завода грузовиков (ГАЗ-АА) Горьковского автомобильного завода им. Молотова. ЦКБ № 29 расположилось в здании Управления речного пароходства в начале проспекта Маркса. Второй раз Андрей Николаевич вернулся на омскую землю со своим модернизированным самолетом «Ту-2У» в 1945 году.

-6

Он помог заводу выжить в послевоенное время, сохранить авиационный профиль. В 1955 году, когда встал вопрос о создании первого реактивного пассажирского самолета, выбор пал именно на Омск. 3 августа исполнилось 60 лет, как первый самолет «Ту-104» был изготовлен на омской земле.

Омский аэропорт боролся за право носить имя А. Туполева (по голосам занял 2 место, победил Д. Карбышев)

Туполев говорил: "Хорошо летать могут только красивые самолеты". Он был убежден и в другом: в том, что каждый военный самолет может иметь пассажирский аналог.На базе многоцелевого Ту-16 появился первый советский реактивный лайнер Ту-104, а на основе стратегического бомбардировщика Ту-95 разработан турбовинтовой пассажирский самолет Ту-114, который буквально опередил свое время.

Вспомним легендарные машины. Небольшая часть фото Туполевых из моей коллекции.

Ту-104 / Ту-104Б -первый советский пассажирский самолёт на реактивной тяге, и второй в мире, после британского De Havilland Comet.

-7

Памятник в Внуково

-8

Тренажер СПАСОП в Омске

Ту-114 - советский турбовинтовой дальнемагистральный пассажирский самолёт 1-го класса, спроектированный в 1955 году на основе бомбардировщика Ту-95. Производился серийно в 1961—1965 годах на заводе № 18 в Куйбышеве. Всего было построено 32 экземпляра серийных самолётов и 1 опытный прототип.

-9

Экспонат музея ВВС в Монино

-10

Памятник в аэропорту Домодедово. Уничтожен

Ту-128 - советский тяжёлый двухместный барражирующий перехватчик ПВО, самолёт-носитель в составе авиационно-ракетного комплекса дальнего перехвата

-11

Экспонат музея ВВС в Монино

Ту-134, А, А-3, АК, Б, Б-3 и другие модификации - советский пассажирский самолёт 2-го класса на 76—80 пассажиров для авиалиний малой и средней протяжённости, разработанный в начале 1960-х годов в ОКБ им. Туполева и выпускавшийся серийно с 1966 по 1984 год на Харьковском авиационном производственном объединении.

-12

Прибытие в Омск

-13

Вылет в столицу Сибири

-14

Памятник в аэропорту Рощино. Тюмень

-15

Встреча последнего пассажирского рейса Ту-134 в аэропорту Толмачево

Ту-134УБ-Л - учебно-тренировочный самолёт, разработанный в ОКБ Туполева в начале 1980-х годов на базе пассажирского лайнера Ту-134

-16

Вылет из Толмачево

Ту-144, 144Д, 144ЛЛ, 144С - - советский сверхзвуковой пассажирский самолёт 1-го класса, разработанный КБ «Туполев» в 1960-х годах, производившийся в Воронеже.

-17

Взлет в Алма-Ате

-18

Участник авиасалонов МАКС

-19

Памятник в Жуковском

-20

Экспонат музея ВВС в Монино

Ту-154, 154А, 154Б, 154Б-1, 154Б-2, 154М, 154С - советский и российский трёхдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер 1-го класса для авиалиний средней протяжённости, рассчитанный на перевозку 152—180 пассажиров. Первый полёт Ту-154 был выполнен 3 октября 1968 года.

-21

Легендарная "Ижма" выполняет проход над полосой в Толмачево на заключительном пассажирском рейсе Ту-154 в России

-22

Последняя живая в ливрее компании "ОмскАвиа"

-23

Тренажер в Уфе

-24

Гости из Словакии в Омске

-25

Вылет из Минска на Варну

-26

Тренировка СПАСОП в Толмачево

Ту-155 - летающая лаборатория на базе самолёта Ту-154 для лётных исследований двигателей с использованием криогенного топлива.

-27

Участник авиасалонов МАКС

Ту-16, 16К, 16М, 16Р - советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт. Выпускался в различных модификациях, включая бомбардировщик, ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и другие.

-28

Экспонат музея ВВС в Монино

-29

Экспонат музея ВВС в Монино

Ту-160 ("Белый лебедь") - советский и российский межконтинентальный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности.

-30

Участник авиасалонов МАКС

-31

Участник ависалонов Армия

Ту-204, 204-100(В/Е), 204-120С(E), 204-300, 204С(Е), 204СМ — советский и российский среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный в конце 1980-х — начале 1990-х годов в ОКБ Туполева для замены на авиалиниях пассажирского самолёта Ту-154.

-32

Официальный споттинг. Омск

-33

Бизнес-версия. Внуково

-34

Зимний Омск

-35

Грузовой вариант. Официальный споттинг. Внуково.

-36

Пандус. Пулково

Ту-214, 214ОН, 214ПУ, 214Р, 214СР, 214СУС - одна из модификаций Ту-204, в которой больше ёмкость топливных баков, что сильно увеличило дальность полёта. Самолёт создан и испытан в 1996 г. В планах поставки новых самолетов в российские компании.

-37

Омск.

-38

УТП. Омск

-39

Внуково

Ту-22, 22М0, 22М3, 22М4, Ту-22ПД

-40

Прибытие на авиасалон МАКС

-41

Экспонат музея ВВС в Монино

-42

Экспонат музея ВВС в Монино

Ту-4 — поршневой советский стратегический бомбардировщик, состоял на вооружении ДА ВВС СССР с 1949 года до начала 1960-х годов. Самолёт является копией американского бомбардировщика В-29, воспроизведённой методом обратной разработки.

-43

-44

Экспонат музея ВВС в Монино

Ту-95К, 95МС — советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолёт с турбовинтовыми двигателями. До настоящего времени — единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями.

-45

Прибытие на авиасалон МАКС

-46

Экспонат форума "Армия"

-47

В парадном строю над Омском

-48

Экспонат музея ВВС в Монино

К сожалению, в моей коллекции нет Ту-334.

-49

Фото Sergey Ryabtsev. https://ru.wikipedia.org/

Сегодня в ПАО «Туполев» продолжаются работы над военными и гражданскими самолетами. Ключевыми проектами КБ являются пассажирский Ту-214 и его модификации, а также стратегический ракетоносец Ту-160. Ту-214 используется для перевозки первых лиц государства, а также на его основе разрабатываются самолеты специального назначения. В рамках возрождения программы Ту-160 проводится модернизация существующих самолетов до версии Ту-160М и строительство новых машин.