Найти тему
Другое мнение

Иезуит говорит, что Иерусалим «похож на пороховую бочку, готовую взорваться!»

За несколько дней, оставшихся до выборов в законодательные органы Израиля, Давид Нейгауз, израильский священник и проницательный политический обозреватель, обсуждает в эксклюзивном интервью с America The Jesuit Review, почему, по его мнению, палестинскому вопросу уделяется так мало внимания, хотя это был самый жестокий год для палестинцев с 2015 года. Неспособность решить деликатный вопрос о статусе Иерусалима открывает двери для нового насилия. «Иерусалим, — сказал отец Нейгауз, — подобен пороховой бочке, готовой взорваться!».

Отец Нейгауз сказал, что среди израильтян и палестинцев растет потеря поддержки решения израильско-палестинского конфликта на основе создания двух государств, привлекая внимание к продолжающейся гуманитарной катастрофе в Газе, «осажденной израильтянами и игнорируемой миром». Он опасается, что результаты ноябрьских выборов «ввергнут многих израильтян, стремящихся к справедливости, миру и равенству, в еще большее отчаяние».

Палестинский вопрос не кажется приоритетным для этих выборов, хотя, как недавно сообщила Би-би-си, уже в этом году на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме было убито 100 палестинцев (включая таких журналистов, как Ширин Абу Акле), в основном израильскими силами безопасности, что делает его самым жестоким годом для палестинцев с 2015 года. Почему этот вопрос игнорируется? Каковы последствия его игнорирования?

Не проходит и дня, чтобы средства массовой информации не сообщали о расстрелах палестинцев. Почти всегда в основной израильской прессе они представлены как террористы. Ширин Абу Акле, поскольку она была известной журналисткой, христианкой и имела гражданство США, смогла избежать полного игнорирования. Но даже ее смерть вызвала минимальный интерес.

Палестинская администрация и другие палестинские организации по-прежнему сильно отстают от профессиональных и ловких официальных израильских СМИ, выступающих перед международной аудиторией. Последствия игнорирования или обеления насилия очевидны: еще больше насилия. Мы можем только воскликнуть: «До каких пор?».

Облегчают ли израильтянам разногласия среди палестинцев на выборах?

Несомненно, палестинские разногласия являются еще одним препятствием на пути борьбы против оккупации и дискриминации. Разногласия между различными палестинскими движениями привели к борьбе за власть среди палестинцев. Эти разногласия широко распространены и среди палестинских арабов в Израиле. Если бы можно было сформировать единый фронт, соглашающийся с необходимостью положить конец оккупации и дискриминации, те, кто не входит в сионистский консенсус, могли бы получить почти 20 процентов мест в израильском парламенте.

Слабым признаком надежды среди отчаяния является то, что недавно палестинские группировки достигли соглашения о сотрудничестве, когда они встретились вместе в Алжире. Печально то, что соглашение отчасти мотивировано полной потерей надежды на диалог с израильской администрацией среди руководства Организации освобождения Палестины.

Святой Престол, многие европейские страны и Соединенные Штаты заявляют, что поддерживают решение израильско-палестинского конфликта на основе создания двух государств, но ни одна из них, похоже, не настаивает на этом, и многие (в том числе палестинцы) теперь думают, что это уже не такое реалистичное предложение, и, похоже, оно не фигурирует в повестке дня выборов. Как вы это видите?

Спустя 75 лет после решения о разделе Палестины на два государства, принятого в резолюции 181 Организации Объединенных Наций, задается вопрос: актуально ли еще решение о создании двух государств?

В своем недавнем обращении к Генеральной Ассамблее ООН 22 сентября 2022 года премьер-министр Израиля Яир Лапид повторил известную мантру:

Соглашение с палестинцами, основанное на двух государствах для двух народов, является правильным для безопасности Израиля, для экономики Израиля и для будущего наших детей. Мир — это не компромисс. Это самое смелое решение, которое мы можем принять.

Кроме того, он заявил, что «подавляющее большинство израильтян поддерживает видение этого решения о создании двух государств». Международное сообщество сразу же провозгласило его мужественным лидером.

Однако в опросах, недавно опубликованных как в Израиле, так и в Палестине, поддержка решения о создании двух государств снизилась. В опросе, проведенном Израильским институтом демократии в сентябре 2022 года, только 32 процента израильтян-евреев выразили поддержку решению о создании двух государств. Согласно опросу, проведенному Палестинским центром политических и обзорных исследований в октябре 2022 года, только 37 процентов палестинцев в Палестине поддержали решение о создании двух государств. В прошлом поддержка была намного выше.

Сегодня 7 миллионов израильтян-евреев и 7 миллионов палестинских арабов (пять миллионов на землях, оккупированных Израилем в 1967 году, и два миллиона граждан Израиля) живут бок о бок. 670 000 израильтян-евреев живут на Западном берегу, который по-прежнему в значительной степени контролируется Израилем.

Разрозненные очаги палестинских анклавов на Западном берегу, известные как Зона А, в основном включающие крупные палестинские города, находятся под управлением Палестинской администрации, ослабленной внутренними разногласиями, коррумпированной администрацией и угрозами анархии. Эти карманы окружены израильскими военными контрольно-пропускными пунктами, стенами и защитным ограждением. В Израиле палестинские арабские граждане составляют около 21 процента населения и требуют равных прав, выражая растущее разочарование политическим процессом в стране. В настоящее время большинство израильтян-евреев совершенно не желают идти на компромисс в отношении еврейской идентичности Государства Израиль, и решение конфликта в ближайшем будущем не представляется вероятным.

Международное сообщество по-прежнему привержено решению о создании двух государств. Однако, глядя на реальность на местах после десятилетий израильского вторжения на земли, оккупированные во время войны 1967 года, — непрекращающееся строительство еврейских поселений, израильских дорог и другой инфраструктуры — решение о создании двух государств сегодня кажется едва ли реалистичным. Если в сегодняшней реальности невозможно создать два жизнеспособных, суверенных и безопасных государства, раздел не приведет к долгожданной справедливости и миру между израильтянами и палестинцами.

Делают ли соглашения Авраама и перенос посольств в Иерусалим решение о создании двух государств менее вероятным?

Так называемые соглашения Авраама, которые Израиль подписал с арабскими режимами в Персидском заливе, а также коммерческие связи, которые были налажены с другими арабскими странами, такими как Саудовская Аравия, создают впечатление, что мир приближается.

Однако эти соглашения являются еще одним шагом в разрушении арабского консенсуса, который с 1974 года настаивал на том, что создание жизнеспособного палестинского государства на территориях, завоеванных Израилем в 1967 году, со столицей в Восточном Иерусалиме было условием нормализации отношений с Израилем.

Атака на этот консенсус началась с подписания сепаратных мирных соглашений с Египтом в 1979 г., Иорданией в 1994 г. и совсем недавно с Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном и Марокко. «Нормализация» без устранения коренных причин конфликта по-прежнему широко рассматривается как усугубляющая проблему, а не как решение.

Недавно достигнутое при посредничестве США соглашение между Израилем и Ливаном об их общей морской границе является важным достижением; однако ливанцы ясно дали понять, что не станут частью Авраамских соглашений, настаивая на своей солидарности с палестинцами.

В том же свете рассматривается и переезд посольства США в Иерусалим. Игнорируя резолюции ООН, призывающие к справедливому миру, игнорируя протест палестинцев, этот шаг был попыткой нормализовать ситуацию, которая остается ненормальной.

Святой Престол, Иордания, большинство европейских государств и США публично заявляют о поддержке статус-кво в Иерусалиме, но сегодня напряженность вокруг Храмовой горы и комплекса Аль-Акса, а также давление с целью лишить палестинцев их домов в Восточном Иерусалиме, похоже, прокладывают путь к новым конфликтам. Это вопрос выборов?

Статус Иерусалима является особенно чувствительным вопросом. Десятилетия израильского правления, аннексия завоеванных частей города, строительство там еврейских кварталов, непрекращающиеся попытки изгнать многих палестинцев из города с использованием драконовской системы удостоверений личности и отказа разрешить иерусалимцам привозить с собой не-супругов и детей жить в городе; в последние годы активизировалось перемещение государственных учреждений в оккупированные части города.

Израильские власти также начали процесс изъятия еврейской собственности, существовавшей до 1948 года, регистрации земли и городского планирования, что подготавливает почву для широкомасштабной конфискации земли. Продолжается запрет палестинцам на развитие города, строительство жилых кварталов и коммерческих предприятий. Многие жители Восточного Иерусалима, которые не могут найти жилье в своем городе, вынуждены мигрировать за пределы израильских муниципальных границ Иерусалима и часто теряют право на жительство в Иерусалиме.

Особенно чувствителен растущий поток евреев, которые настаивают на посещении Харам аш-Шариф (Благородного святилища), где находятся самые важные мусульманские места отправления культа в Палестине. Евреи претендуют на то же место, что и площадь их древнего Храма (разрушенного римлянами в 70 г. н.э.). Среди евреев, приходящих к святыне под вооруженной охраной, есть и те, кто не скрывает своего желания разрушить мусульманские святыни и заменить их еврейскими. В прошлом в этом районе происходили жестокие нападения со стороны радикальных израильтян.

Международное сообщество обычно осуждает израильскую агрессию всякий раз, когда это необходимо, но мало что делается для того, чтобы Израиль уважал неприкосновенность этого места для мусульман. Со своей стороны, израильтяне уже привыкли к еврейским визитам в этот район, которые десятилетия назад считались бы не только провокационными, но и противоречащими еврейским раввинским предписаниям, запрещавшим евреям посещать этот район из опасения, что они могут осквернить место Святого Духа.

Иерусалим, особенно Старый город с его святынями, священными для мусульман, евреев и христиан, подобен пороховой бочке, готовой взорваться! Однако до тех пор, пока он не взорвется, многие предпочитают просто игнорировать. Найти решение, которое удовлетворило бы разные стороны, кажется совершенно невозможным.

Газа — это тюрьма под открытым небом, которая была в центре недавних войн. Сведено ли это только к вопросу безопасности, а не к вопросу выборов?

Газа — это гуманитарная катастрофа; осаждена израильтянами и игнорируется миром. Единственный раз, когда Газа попадает в заголовки, это когда ракеты обстреливают соседние израильские города или деревни.

Газа уже много лет находится в осаде и контролируется авторитарным исламским режимом. Из-за разросшихся лагерей беженцев она сильно перенаселена: более 70 процентов жителей Газы являются потомками беженцев из районов Палестины, ставших Израилем в 1948 году. Фактически Газа является самым густонаселенным местом на земле; два миллиона человек, проживающих на территории в 364 квадратных километра. Безработица близка к 50 процентам; электричества не хватает, электричество подается не более восьми часов в день, а водопроводная и канализационная инфраструктура почти отсутствует. Экономического развития почти нет. Нищета в Газе так же вошла в поговорку, как жизнеспособность и процветание Тель-Авива.

Каково сегодня положение христиан в Иерусалиме, Израиле и на палестинских территориях? Исход продолжается? Многие ли из них имеют право голоса? Они заинтересованы в выборах или в голосовании?

Христиане являются неотъемлемой частью общества, в котором они живут. Сегодня в Израиле насчитывается около 170 000 граждан-христиан (около 2 процентов населения). 75 процентов из них — палестинские арабы, которые сталкиваются с теми же проблемами, что и остальные арабы, и голосуют преимущественно так же, как и они. Двадцать пять процентов из них, преимущественно новые иммигранты из бывшего СССР, интегрированы в еврейское население и голосуют так же, как и израильтяне-евреи. 50 000 христиан, живущих на территориях, оккупированных Израилем в 1967 году, не имеют права голоса.

К сожалению, в последние годы Церковь (все конфессии) в значительной степени отказалась от любых попыток высказываться, когда речь идет о формировании верующих в отношении их христианских религиозных и этических обязанностей по содействию справедливости, равенству и миру.

Каковы, по вашему прогнозу, будут результаты выборов?

Я ожидаю, что выборы оставят нас разделенными и растерянными, отчаявшимися и неуверенными. На результаты выборов повлияет уровень участия арабских граждан. Уровень их участия падает, и опросы показывают, что на этот раз большинство арабов не будут голосовать. Это явление склоняет чашу весов в пользу правого крыла. Если Нетаньяху действительно станет следующим премьер-министром, создав коалицию с крайне правыми, международному авторитету Израиля будет нанесен еще один удар, и шансы выйти за пределы конфликта в регионе будут действительно очень малы. Я боюсь, что результаты этих выборов повергнут многих израильтян, стремящихся к справедливости, миру и равенству, в еще большее отчаяние.