В 1970 году вышел сборник синглов The Beatles «Hey Jude», но в США он сразу начал выпускаться как «The Beatles Again», и только позже был все же переименован. А в Великобритании этот альбом вообще не выпускался до самого 1979 года, и попадал в страну, как импорт. В 1993-м наши народные умельцы из лейбла «АнТроп» издали свою версию этого произведения, отличную от оригинала как обложкой, так и трек-листом.
Когда я начинал слушать рок-музыку в середине 70-х, The Beatles я жаловал не очень, и особенно мне не нравились их ранние альбомы. Я ограничился только тем, что пособирал все миньоны, которые у нас в 70-х были выпущены фирмой «Мелодия», и там было все, что мне от «Битлов» было нужно – более-менее «вменяемые» песни с двух последних их дисков. Тогда же я услышал на магнитофонных записях и полные версии этих двух альбомов – «Abbey Road» и «Let It Be». А так как я в основном «Битлами» не интересовался, а интересовался тем, что потяжелее, то и многие другие альбомы The Beatles «поздней эры» до поры до времени до меня не дошли.
Все изменилось в армии, в которую я ушел в конце 1980-го, а вернулся из нее в конце 1982-го. Был у меня в армии друг, «завернутый» на «Битлах» и на всем, что с ними было связано. Он мне постоянно напевал песни с тех альбомов, которые я не успел до армии послушать, и за два года так меня накачал «битломанией», что когда я вернулся, то принялся на «туче» грести все, что мне попадалось, и первым был югославский «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band», немного попиленный, правда, зато дешевый. Потом мне в руки попала запись «Белого альбома», и я стал к «Битлам» относиться повнимательней.
«Белый альбом» мне очень понравился, а вот «Сержант» - не очень. Но я продолжал собирать записи «поздних» The Beatles, хотя ранние их диски мне продолжали не нравиться, за исключением отдельных песен, таких, как «Help!», «Can't Buy Me Love», «Paperback Writer» и прочих подобных, записанных в чистом рок-ключе, а не какой-то плаксивой попсе тех лет.
И в один прекрасный день я вдруг услышал совершенно потрясшую меня битловскую песню «Hey Jude», которая до этого мне не попадалась вообще нигде. Правда, раньше мне эту песню пытался напевать мой армейский друг, но сами понимаете, это было как в том анекдоте – симфонию композитора Мусоргского в вокальной перепевке управдома Изи Штольмана не смог бы опознать даже сам Мусоргский.
В общем, я песней «Hey Jude» был очарован совершенно, и она стала самой моей любимой в исполнении «Битлов», сдвинув на второе место даже несомненный шедевр (по тогдашнему моему разумению) – «Let it Be». Я даже прикупил за немалые деньги виниловый сборник «The Beatles 1967-1970», на котором этот шедевр имелся. Я не знал тогда почему-то, что имеется еще один прекрасный сборник, на котором эта песня есть, он так и назывался – «Hey Jude», ну просто не попадался он мне на «туче», и никто мне про него ничего в свое время не рассказал. И не знал я о нем до самого 1993 года, когда увидел эту пластинку на российской пластмассе, выпущенной отечественным «пиратским» лейблом AnTrop.
К слову сказать, в начале 90-х у нас в магазине «Мелодия» (г. Одесса) стали очень активно продаваться всякие новоявленные отечественные пластинки западных рок-групп, причем за довольно дешевые деньги. Я тогда закупился большим количеством недосягаемых ранее для меня альбомов от «АнТропа», «Санты», Russian Disc, SNC и прочих наших виниловых лейблов. Правда, покупал я выборочно, потому что миллионером я и тогда не был, однако «Битлов» я скупил целую охапку, причем в один день сразу и всех, начиная с ранних. Еле домой эту кипу пластинок дотащил.
Да, мне первые альбомы The Beatles не нравятся и сегодня, но я уже тогда стал превращаться в коллекционера винила, и свою коллекцию решил начать именно с «Битлов», чтобы наконец их все переслушать и разобраться в том, почему мне не все альбомы этой группы нравятся. Ведь известно, что если хочешь разобраться в музыке, то надо слушать собственный винил, а не взятый у кого-то напрокат. Тем более, что «Битлы» даже для меня всегда были «группой №1» во всей той музыке, которую я любил, потому и иметь в коллекции следовало всё, что они успели сочинить и произвести на свет Божий.
Правда, мне наиболее интересные релизы тогда в руки так и не попали, в частности - сборники с раритетами, которых не было на номерных дисках, и которые выходили только на синглах. Почему-то наши «виниловые пираты» их не публиковали, за очень малым исключением. Но вот сборник «Hey Jude» они все же выпустили, все в том же 1993 году. Я его увидел на «туче» и мгновенно приобрел по цене ниже магазинной, потому что диск был не новый. Выпустил его лейбл «АнТроп», но как потом оказалось, с довольно существенными изменениями, так что мне впоследствии все же пришлось прикупать и фирменный альбом, причем одновременно в двух вариантах – и американский, и европейский (в частности – немецкий, как более доступный, чем английский).
Дело в том, что альбом, выпущенный в начале 1970 года, предполагался для выпуска в США, и первоначальное его название было «The Beatles Again». Но уже после того, как часть тиража была отпечатана и распродана именно с этим названием, менеджмент решил этот диск переименовать в «Hey Jude», потому что поначалу продажи были не такими хорошими, как предполагалось. Песня «Hey Jude» - это самая прибыльное произведение «Битлов», только сингл с ней был распродан в количестве более 8 миллионов копий, и потому на сборник с ней возлагались большие финансовые надежды.
Но массовый покупатель не знал, что эта песня есть на сборнике, потому многие пластинку и не приобретали. А вот когда название было экстренно изменено на «Hey Jude», тогда и последовал бурный рост продаж. На сегодняшний день только в США было продано более 3 миллионов виниловых дисков, а сколько позже, в формате CD – надо дополнительно считать. Кроме того, «Hey Jude» появилась еще как минимум на сборнике «The Beatles 1967-1970» в 1973 году, проданном в Америке в количестве 17 миллионов копий. Если сложить эти числа, то получаем 28 миллионов копий этой песни только на трех дисках и только в США – на сингле и на двух сборниках. Думаю, что по всему миру было продано не менее 100 миллионов копий этого шедевра, включая CD, конечно же.
Интересно, что альбом «Hey Jude» официально в Великобритании был выпущен только в 1979 году, но изначально, в 1970-м, был отпечатан довольно большой тираж для других стран якобы производства UK. Но и в Великобританию этот «британский выпуск» попал именно как иностранный импорт, хоть и под британским лейблом Parlophone и с пометкой «Made in Gt. Britain». Правда, «британский» выпуск, как и все остальные европейские (за исключением Испании) с самого начала имел «исправленное» название – «Hey Jude».
И еще интересно, что ходят слухи о том, что якобы для первоначального издания на переднюю сторону было предназначено то фото, которое оказалось в итоге сзади, а фото для задней стороны перекочевало на переднюю, и в этом вина выпускающего продюсера Аллена Клейна, который эти фото просто перепутал. И хотя это всего лишь домыслы, тем не менее в эти домыслы нетрудно поверить, потому что почти на всех выпусках этой пластинки на Тайване на передней стороне красуется именно «заднее» фото. Правда, на задней стороне вообще нет никакого фото, так что, возможно, этот креатив тайваньских издателей вообще никак не связан с легендой о перепутанных сторонах конверта.
Довольно интересен выпуск Уругвая – на пластинке, которая была отпечатана в этой стране, оба фото – и переднее, и заднее, - были помещены на конверт в зеркальном отражении. Правда, не все уругвайские выпуски такие, есть и с правильным размещением, тем не менее, для коллекционеров винила этот выпуск должен быть очень интересным.
Итак, давайте хоть кратко порассуждаем о песнях, которые появились на этом эпохальном альбоме, на который вошли практически все, за малым исключением, песни, не входившие на номерные альбомы The Beatles, а появлявшиеся только на синглах и более поздних сборниках.
В принципе, трек-лист для всех выпусков в мире был одинаковый, кроме российского (о котором я помяну ниже) и испанского, на котором отсутствует песня «Ballad Of John & Yoko». Проблему для испанцев составила строка в этой песне о том, что якобы Джон Леннон и Йоко Оно собирались пожениться в Гибралтаре, который испанцы считают испанской территорией, но никак забрать его у Англии не могут. И песня пострадала именно потому, что в ней Гибралтар позиционировался не как испанская территория, а как вполне себе отдельная - «где-то рядом с Испанией». Ясно, что гордые испанцы такого оскорбления снести были не силах.
На аудио ниже: сначала идет анонс альбома в виде вырезок, после него - все остальные песни целиком
Сторона 1:
1). Can't Buy Me Love (2:19). Одна из самых популярных песен «Битлов», в рекомендациях не нуждается. Была записана 29 января 1964 года в Париже, потом 25 февраля некоторые фрагменты (вокал, соло-гитара) были перезаписаны в Лондоне, и 16 марта песня вышла на сингле. В июне того же года трек был включен в альбом «A Hard Day's Night». Вокал – Маккартни, музыкальная идея – тоже его.
2). I Should Have Known Better (2:39). Песня Джона Леннона. Тоже вышла на сингле в 1964-м, и тоже была включена в альбом «A Hard Day's Night». Не нравится она мне, в отличие от предыдущей, хотя сингл с ней в свое время снискал оглушительный успех во всем обитаемом мире.
3). Paperback Writer (2:14). Песня Маккартни, записана в 1966 году, вышла на сингле, и появлялась только на сборниках. Супер-песня, мне она понравилась с самого начала, когда я к ранним «Битлам» еще относился крайне пренебрежительно. И особенно мне она нравится как кавер в исполнении Sweet, которые выпустили песню на своем сингле в 1973 году. Этот вариант приложен на ролике ниже.
4). Rain (2:58). Песня Джона Леннона, записывалась, как и предыдущая, на сессиях записи альбома «Револьвер» в 1966 году, но на альбом не вошла, а вышла только на сингле. В принципе, неплохая песенка.
5). Lady Madonna (2:14). Супер-хит, я в него влюбился еще во время первого прослушивания, сразу же на первом куплете. Сочинил этот сногсшибательный номер и сыграл на фортепиано Маккартни, группа записала песню сообща в начале февраля 1968 года, а на сингле она вышла а марте.
6). Revolution (3:21). Песня Джона Леннона, которую он написал в июле 1968 года для «Белого альбома» и хотел втиснуть ее на сингл. Однако Маккартни заартачился, заявив, что этот блюз для сингла слишком медленный. Леннон согласился, и на следующий день, 10 июля, была записана убыстренная версия этой песни, которая в итоге и попала на сингл. На электропианино играет Ники Хопкинс, который в 60-70-е тотально записывался на дисках практически всех тогдашних рок-звезд. Сингл вышел 26 августа 1968-го в США, и 30-го августа – в Великобритании.
Сторона 2:
7). Hey Jude (7:06). Песню сочинил Маккартни в 1968 году, посвятив ее сыну Джона Леннона - Джулиану. Сначала песня называлась «Хей, Джул», но Маккартни зачем-то переименовал Джула в Юда, и даже не объяснил конкретно зачем. Правда, впоследствии он стал заявлять, что посвятил песню не Джулиану, а себе лично. А вот Леннон утверждал, что песня – о нем с Йоко. Эта композиция побила рекорд как по продаваемости, так и по длине песни для сингла в те годы. Впервые вышла 26 августа 1968 года.
8). Old Brown Shoe (3:16). Песня Джорджа Харрисона, записывалась на сессиях альбома «Let It Be», окончательный вариант был готов 29 января 1969 года. На пианино играл Харрисон, на органе – Билли Престон. Однако на сингл, выпущенный 30 мая, пошел другой вариант, где Харрисон играл на всех гитарах, включая бас, и на Хаммонд-органе, а Маккартни – на пианино. Леннон только подпевал, а Старр стучал на барабанах.
9). Don't Let Me Down (3:30). Сочинил песню Джон Леннон, на пианино играет Билли Престон. Композиция вышла на сингле 11 апреля 1969 года.
10). The Ballad of John and Yoko (2:55). Песня Леннона, записывалась 14 апреля 1969 года только Ленноном и Маккартни, причем последний играл не только на бас-гитаре, но и на барабанах, и на пианино, так как Харрисона и Старра в тот день под рукой не оказалось. Выпуск на сингле – 30 мая того же года.
Теперь следует рассказать о российском выпуске 1993 года.
Специалисты лейбла «АнТроп» выбросили из трек-листа «Can't Buy Me Love» и заменили ее на один из вариантов «Get Back». Кроме того, они добавили на диск композиции «The Inner Light» и «Day Tripper», и таким образом вместо 10 песен на альбоме их стало 12. В принципе, этот вариант получился гораздо интереснее, чем оригинальный, и его не испортило даже то, что порядок песен был очень сильно изменен.
И еще что интересно – на лицевую сторону конверта была поставлена совсем другая фотография, совсем с другой фотосессии совершенно другого периода – Леннон, Харрисон и Старр без бороды, в более дешевых костюмах и вообще на фоне совсем другой двери. Однако это, конечно же, не портит впечатления, особенно, если в загашнике есть еще и фирменный вариант альбома.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ THE BEATLES НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Какие альбомы «Битлов» хорошие, какие лучшие, а какие – эпохальные? Мнение рокера, а не битломана
The Beatles «Let It Be», 1970 – реально последний альбом группы с мировыми хитами напоследок
Альбом «Abbey Road» - ударное завершение такой же ударной карьеры The Beatlesv