Мы уже писали о «работе» звена «СПБ» (составной пикирующий бомбардировщик) по Констанце (26 июля 1941 года). «Звенья» были очень разными:
«Звено-1» — ТБ-1 + 2 И-4 сверху на крыле;
«Звено-1А» — ТБ-1 + 2 И-5 сверху на крыле;
«Звено-2А» — ТБ-3 + 2 И-5 сверху на крыле + 1 И-5 сверху на фюзеляже;
«Звено-3» — ТБ-3 + 2 И-Z под крылом;
«Звено-5″* — ТБ-3 + 2 И-5 сверху на крыле + несъёмный И-5 сверху на фюзеляже;
«Звено-6» — ТБ-3 + 2 И-16 тип 4 под крылом;
«Звено-7» — ТБ-3 + 2 И-16 тип 4 под крылом + 2 И-5 сверху на крыле + И-Z под фюзеляжем;
«Звено-СПБ» — ТБ-3 + 2 И-16 тип 5 с подвешенными 250-кг бомбами под крылом.
Это теория и эксперименты. У нас, на Черном море отработали именно СПБ. Отработали ярко, профессионально, мужественно. Жаль конец истории слегка "скомкан". Но он понятен.
Речь идет именно о флотских «звеньях СПБ» которые числились в составе 32-го ап ВВС ЧФ. Всего в составе полка было 5 самолетов ТБ-3-4АМ-34ФРН оборудованных подвесками.
Следующий эпизод с применением «звена СПБ» из состава 32-го авиаполка ВВС ЧФ стал «каноническим» (и достаточно подробно описан в литературе). Для удара по железнодорожному и автомобильному мосту через Дунай (мост Cernavodă, или мост короля Карла). Мост, соединяющий города Чернаводэ и Фетешти, это важная коммуникация связывающая регионы Добруджа и Мунтения, кроме того, по мосту проходил двухниточный нефтепровод Плоешти-Констанца, по которому нефть поставлялась из района добычи к нефтеперерабатывающим заводам и одна нитка продуктопровода от НПЗ в Констанце в обратном направлении.
По замыслу операции именно по этому мосту должна была нанести удар авиация ЧФ, в составе ударной группы, было решено использовать и флотские «звенья СПБ».
Учитывая опыт предыдущего налета, (когда один самолет И-16 «не дотянул» до Одессы 32 км), и с учетом возможного воздушного боя в районе цели Было принято решение дооборудовать И-16 из состава 2-й эскадрильи 32-го ап дополнительными баками. С этой целью техники 32-го иап под руководством военинженера 3 ранга П. Телепнева подготовили подвесные подфюзеляжные баки емкостью по 95 литров (под крылом на штатных держателях самолеты несли бомбы). Бензин из подвесных баков вырабатывался в первую очередь, после чего они сбрасывались.
Первый удар наносили «классические» бомбардировщики (6 ДБ-3Ф 2 мтап и шесть Пе-2). Ранним утром 10 августа три ТБ-3 с подвешенными И-16 вылетели с аэродрома Евпатория. Головной ТБ-3 пилотировал старший лейтенант С. Гаврилов, в кабинах самолетов И-16 находились капитан А. Шубиков и лейтенант Б. Литвинчук. Второе звено – командир авиаматки майор Е. Разенко, в истребителях-бомбардировщиках И-16 – старший лейтенант Б. Филимонов и лейтенант И. Каспаров. Третье звено, пилотируемое л-том Н. Огневым, было вынуждено вернуться из-за технических неполадок. Операция прошла достаточно успешно. Ход операции достаточно подробно описан во многих источниках (описан он и в «Хронике…»).
Все четыре самолета выполнили задачу и благополучно достигли Одессы. После перелета на аэродром Евпатория, экипажи были подготовлены для повторного удара по объекту. Удар вновь наносился тремя «звеньями».
Старт с аэродрома Евпатория был дан в 3 ч 30 мин. Самолеты-носители ТБ-3 пилотировали ст. лейтенанты С. Гаврилов, Н. Огнев и лейтенант А. Трушин, в кабинах И-16 на опасное задание отправились капитан А.В. Шубиков, ст. лейтенант Б.И. Филимонов, лейтенанты П.Г. Данилин, С.П. Кузьменко и Д.И. Скрынник, мл. лейтенант И.Я. Каспаров.
Экипажи отметили пять прямых попаданий бомбами ФАБ-250 в мост и один взрыв в 30-40 м от него. По уточненным данным и фотоснимкам удалось установить, что в результате бомбометания была полностью разрушена одна ферма моста и вновь перебит нефтепровод, проложенный под нижним настилом моста.
Обычно на этом и прерывается рассказ о «звене». В лучшем случае идут туманные сведения. Например, «Вики» указывает: «На следующий день после просьбы адмирала Кузнецова (17 августа 1941 года) эскадрилья, которая теперь насчитывала 5 носителей в строю, разбомбила сухой док в Констанце». Нет, в реальности, удар наносился теми же тремя носителями с шестью И-16. И результат был немного другим.
Принято писать, что «Первые потери эскадрилья понесла 28 августа 1941 года, потеряв во время налёта на мост через Днепр в районе Запорожья один из истребителей». Нет, это не так. Первые потери «звенья» понесли именно при налете на док в Констанце, не вернулись самолеты л-тов Дмитрия Ивановича Скрынника и Серафима Петровича Кузьменко. Один ТБ-3 остался без подвесных самолетов.
28 августа два ТБ-3 взлетели с евпаторийского аэродрома и взяли курс в район Запорожья. На рассвете, в тридцати километрах от города, И-16 произвели отцепку. Налет был внезапным и точным, вся четвёрка без потерь ушла (Шубиков, Филимонов, Каспаров, Данилин).
8 сентября 1941 года был сделан следующий вылет «звеньев». Во взаимодействии с истребителями охранения Як-1 два «звена» разрушили переправу в районе Берислава. По данным «Хроники…» потерян один И-16, но по потерям полка найти погибшего не удалось. Скорее всего, это был самолет лейтенанта Каспарова Исаака Яковлевича, который по одному донесению пропал без вести 22.08.1941, по другому, пропал без вести в период с 05.09.1941 по 20.09.1941.
9 числа был новый налет двух «звеньев» с 4 истребителями-бомбардировщиками И-16 на ту же переправу. Звено доукомплектовали резервом. Был еще резервный самолет И-16 л-та Б.М.Литовинчука.
«Вики…» пишет «Капитан Шубиков не вернулся из обычного боя 2 октября 1941 года, во время штурмовки Ишуньских позиций на И-16». Это неправда.
Д.Б.Хазанов пишет:
«Один из пилотов этих машин лейтенант П.Г. Данилин впоследствии вспоминал: «Под ТБ-3 были подвешены самолеты, мой и Б.М. Литвинчука. После отцепки мы пристроились к Шубикову, который повел нас в сторону Перекопа. Мы летели без прикрытия на высоте 1200 м. В районе цели была двухслойная облачность 5-6 баллов. Между слоями мы сделали вираж, но обнаружить батарею не смогли. Через разрыв облаков мы увидели скопление танков и начали пикировать на них. Шубиков с нами не пикировал, видимо, потому, что он был без бомб и вообще по ряду причин не планировал лететь. Но я видел невдалеке от него один Bf109. После сбрасывания бомб мы вышли из пикирования уже под нижним слоем облаков, но только вдвоем. На маршруте к нам пристроился один И-16, но, как потом оказалось, это был не Шубиков а летчик другой эскадрильи. Таким образом, как погиб Шубиков, ни я, ни Литвинчук не видели».
Данные вызывают определенные сомнения. Во-первых, списки вылетевших… не те. Лететь «из другой эскадрильи» летчик не мог по простой причине а) самолеты, приспособленные поз «звено», были только во 2-й эскадрилье б) самолетов (и подготовленных экипажей) всего было 8, из них погибли 3. Остались самолеты Шубикова, Яшкина, Данилина, Филимонова, Литвинчука.
Сложность в том, что в «Хронике…» не описан вылет «звена» (вернее двух). Это была армейская операция (спланированная командованием войсками Крыма), предусматривающая удар по немецким переправам в районе Херсона. Для того, чтобы нанести удар по Ишуньским позициям, нет смысла использовать «звено». Но, «звено» работало. Работало оно по переправам через Днепр.
Не вернулись из того вылета три И-16 из 4-х. «Хроника…» просто отчёт потерю трех самолетов И-16. Не вернулись самолеты Шубикова, Яшкина, Филимонова. Литвинчук не должен был лететь.
Пока не могу поставить точку в этой истории. Все дело в том, что а) в районе Херсона (ниже Цюрюпинска (он же Алешки) нашими ребятами, когда-то был найден самолет ТБ-3 с зацепами под И-16 на обломке крыла (на нижней плоскости).
По сообщениям наших херсонских друзей был найден И-16-й с подвеской и доп. баками (опять же в плавнях под Херсоном). Может быть, когда-нибудь, когда это ... закончится, у нас (может, и скорее всего, даже не у меня) получится установить, чей самолет нашли.
В принципе. полеты "звеньев" прекратились не потому, что идея была плохой. Почти не осталось материальной части. В конечном итоге оставались всего два исправных носителя и один подвесной И-16.
Самое интересное, что продолжение этой истории нашлось в "партизанской" теме, и один из двух оставшихся ТБ-3 был сожжен в Крымских горах... (но это отдельная история).