Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.
К. Симонов
Этот вечер почти ничем не отличался от остальных: всё так же за окном крупными, словно стеклянными каплями моросил осенний дождь, а одинокий ветер протяжно затянул свою унылую мелодию. Виктор ощущал себя бесконечно одиноким и подавленным, а природа словно отражала его состояние души. Каждый раз он приходил поздним вечером с работы, ужинал, бесцельно смотря в окно, и шёл спать. Сон для Виктора стал единственным способом ненадолго забыться и спрятаться от той разрухи, которая происходила в его жизни на данный момент.
Сейчас Виктор, как обычно, сидел дома за рабочим столом, заваленным кипами бумаг, различными книгами и, продолжая свою работу, медленно допивал уже остывший травяной чай. Он уже сбился со счёта, сколько раз уже вносил поправки в свой проект: руководство всё отклоняет его по самым разным причинам. Но Виктор не сдавался. Наоборот, это лишь подогревало азарт, ведь проект, над которым парень усердно трудился в течение года, должен сыграть ключевую роль в его научной карьере. Как назло, ожидания пока не спешили себя оправдывать; прежнее чувство энтузиазма постепенно угасало, и на смену ему быстро пришла апатия, в состоянии которой Виктор стал находиться всё чаще и чаще. Но молодой учёный, несмотря на целиком поглощающую его усталость, снова брался за работу. Ведь самый большой страх для него – не реализовать себя в жизни, не оправдать ожидания родителей, которые так гордились своим сыном. «Родители! Как давно я им уже не звонил!» - Виктор очнулся от глубоких раздумий и помчался к телефону, но, взглянув на часы, понял, что сейчас это было бы не лучшей идеей. Из–за работы парень не заметил, как на землю опустилась мрачная осенняя ночь, и часы показывали ровно два.
Вздохнув, юноша отложил ноутбук и бумаги в сторону. Он с горечью осознал, насколько он одинок без мамы и папы, которые сейчас находились в другом городе, на малой родине Виктора. А ещё грустнее стало от мысли о том, что суета на работе заставила парня позабыть о них. «Как родители живут сейчас? Вдруг нужна моя помощь, а они боятся меня отрывать от работы и поэтому не звонят?» - с такими тяжёлыми мыслями молодой человек ещё некоторое время ворочался в кровати, но вскоре усталость взяла своё, и он провалился в глубокий сон…
***
Виктор огляделся вокруг и не сразу понял, где он находится. Перед ним простиралась чудесная аллея с выстроенными в ряд тонкими берёзами. Солнце приветливо освещало дорогу, усыпанную золотой листвой, и словно приглашало прогуляться по осеннему парку. Юноша неуверенно сделал несколько шагов вперед. Осмотревшись, он заметил, что, несмотря на солнечный тёплый день, здесь никого больше нет. Никого, кроме пожилого на вид мужчины, расположившегося на одной из скамеек. Он задумчиво смотрел вдаль и не сразу обратил внимания на Виктора.
– Нет ничего лучше, чем солнечная осенняя погода, не правда ли? На мой взгляд, это самый что ни на есть богатый источник для творчества, - так же задумчиво проговорил мужчина. Тембр его голоса был, как показалось Виктору, мягким и успокаивающим. Внезапно незнакомец встал со скамейки и неспешно направился к юноше.
– Добрый день, молодой человек! – подойдя ближе, он дружелюбно пожал руку слегка опешившему Виктору. Присмотревшись, парень понял, что мужчина был одет старомодно. «Сейчас такое, наверное, и в антикварной лавке вряд ли можно отыскать!» - Виктор с удивлением обратил внимание на винтажную трость. Это было довольно странно, но юноше лицо мужчины казалось очень знакомым. Вдруг, в голове у Виктора начали всплывать обрывочные воспоминания: просторная классная комната, урок литературы, большой сборник стихотворений русских поэтов на столе преподавателя…
– Неужели это вы?! – в глазах юноши появилось ещё большее изумление. Мужчина улыбнулся:
– Да, я - никто иной, как Николай Михайлович Рубцов.
– Но…Но этого не может быть!
– Всё может быть, мой дорогой друг! - всё так же лучезарно улыбаясь, произнёс поэт. – Знаете, а всё же приятно осознавать, что ещё не забыт.
– О, что вы! Это невозможно! Я с самого детства любил ваши стихи! – воскликнул Виктор, понемногу привыкая к окружающей его обстановке. – Но всё же я…Я не понимаю, где мы сейчас…
– Вы всё в скором времени поймёте, а пока прошу пройти со мной, Виктор,-мужчина ожидал, с улыбкой смотря в глаза юноши, в которых светилось изумление, но вместе с тем и неподдельный интерес. Виктор долгое время молчал. Он никак не мог логически объяснить происходящее. Неуверенно кивнув, он приблизился к Николаю Михайловичу, и они вдвоём двинулись вдоль аллеи. Походка поэта была неспешной и лёгкой, словно он не шёл, а парил над землёй.
Минув аллею, Виктор и поэт оказались на игровой площадке во дворе жилого дома. Там, в большой песочнице, сидел мальчик лет четырёх и, сосредоточенно пыхтя, пытался слепить замок из песка. А рядом с ним, на скамейке, сидела молодая красивая женщина, увлечённо записывая что-то в блокнот. Неожиданно она подняла свои большие голубые глаза и с ласковой улыбкой устремила свой взгляд прямо на Виктора, отчего юноша вздрогнул.
– Мама! - воскликнул он. – Это же мама! А это…Это я, совсем маленький! Я тогда ещё в детский сад ходил! Но как же…
– Да, всё верно. А это дом, в котором вы провели всё своё детство до тех пор, пока не поступили в университет и не уехали отсюда, – снова улыбнулся Николай Михайлович. Виктор осмотрелся. Скамейка и песочница разом опустели, словно там никого и не было. По щеке Виктора скатилась слеза, которую он тут же смахнул. Парень озирался по сторонам, осматривая высокое многоэтажное здание, которое когда-то давно было его домом. Там мама всегда ждала его со школы с горячим обедом, а по вечерам мальчик с папой часто играл в шахматы или смотрел фильмы в большой, просторной гостиной. А та аллея…Точно! Ведь сюда с Лёшкой, его самым верным другом, они часто прибегали поиграть в футбол.
Вдруг, откуда не возьмись, выпрыгнул маленький рыжий мальчишка с веснушками, которые добавляли его виду озорства. Он задорно стал гонять мяч по звонко шелестящей листве, словно приглашая Виктора поиграть с ним.
– Это же Лёшка, мой друг! – воскликнул Виктор. Но только он кинулся было к мальчику, тот словно растворился в воздухе.
Виктор молчал, не в силах вымолвить ни слова. Его шок от происходящего словно рукой сняло, а вместо этого внезапно пришло чувство щемящей грусти и сожаления. Юноша и не заметил, как по его щекам потекли слёзы, которые невозможно было остановить. Неужели забыл малую родину? Повзрослев, он с головой ушёл в работу, и тут было совсем не до воспоминаний…
– Мой друг! Не стоит так переживать! - Николай Михайлович слегка дотронулся до плеча Виктора, судорожно пытавшегося подавить в себе рыдания. – Ведь всё бывает в нашей жизни, всё бывает…Вы в скором времени сами это поймёте…
Вдруг перед глазами Виктора всё неожиданно стало белым, и через долю секунды он увидел перед собой огромное поле. Вокруг стояла полная тишина, и лишь ветер с лёгким шелестом колыхал посевы. Парень стоял, поражённый красотой окружающей его природы.
– Видите это бесконечное небо над вами? - неожиданно произнёс поэт. Он стоял, устремив взгляд наверх, к небу. – А поле? В такие моменты кажется, что нет ничего удивительнее и прекраснее, чем эти бескрайние просторы. Знаете, почему мы, поэты, так воспевали красоту русской природы? Всё потому, что именно она была для нас главным источником вдохновения и даже жизни. Окажешься порой в лесу, в поле или у озера – сразу хочется творить и творить, затерявшись в этих просторах! А главное – жить! Жить – то как хочется! Ведь то, что прежде отягощало твою жизнь, природа словно забирает…
Виктор, затаив дыхание, внимательно слушал восторженную речь Рубцова и словно пропускал через себя каждое его слово.
Тут поэт сделал паузу и задумался.
– И всё это – наша малая родина, воспоминания о которой будут вечны, где бы мы ни были, - с лёгкой грустью проговорил он спустя некоторое время. Виктор посмотрел вдаль. Да, он всё понял! Теперь уж точно понял! Желая поблагодарить поэта, парень обернулся и с удивлением обнаружил, что тот будто испарился…
***
Виктор проснулся от того, что ему в глаза нестерпимо бил солнечный свет. Долгожданная суббота! Молодой человек встал с постели и, зевая, подошёл к окну. Воспоминания об удивительном сне никак не выходили из головы. Да, теперь он точно всё понимает!
Юноша быстро сложил все необходимые вещи в чемодан, оделся и выбежал на улицу. Слова поэта из сна занимали весь его разум и будто отражались в каждой лужице, в каждом осеннем листе…
По счастливой случайности утренний поезд, направляющийся на родину Виктора, должен был прибыть на вокзал через восемь минут. «Успел!» - с радостью подумал парень и вышел на платформу. Дрожащими руками он достал из кармана телефон.
– Мама, привет! Да, это я! Всё хорошо, жив – здоров. Да не переживай ты так! Папа рядом? Передай привет! Я скоро у вас буду!