После небольшого перерыва вызванного тяжелой и неблагодарной работой по написанию сценариев для тв возвращаюсь в свой любимый Уголок советского меломана. Именно советского, поскольку большинство пластинок, о которых здесь упоминается услышаны мной именно в советский период, когда поиски новой музыки были увлекательной и опасной иногда игрой, которая стала огромной частью нашей жизни или даже самой жизнью у тех, кто окончательно сошел с ума – в хорошем смысле этого процесса. Sabbath Bloody Sabbath я услышал еще классе в девятом, то ли в восьмом – и, конечно, двери сознания с петель-то сорвало сразу. Это было уже после первого альбома и после Paranoid, которые твердо стояли в топе советских школьников, но это был совершенно другой Sabbath. На самом деле сейчас видится примерно так – после первых двух альбомов отчаянной смелости и наплевательства на разные «сложности» - «рок давай!» - в чистом виде, после экспериментального Master Of Reality и почти совершенного, утяжеленного и вылизанного до состояния попсы (правда, очень тяжелой) Vol.4 группа вдруг решила «стать как все». В том смысле, что приспособить свою музыку к модному «прогрессив-року». И, что самое прекрасное – группе это неожиданно удалось. Без перебарщивания и самолюбования, без занудства и ненужных мудрствований, но – с синтезаторами, усложнениями композиций, сменами фактуры, отличным качеством записи, общей музыкальностью и крутой обложкой. Меня удивляло только одно – все источники сообщают, что запись альбома проходила в общем непрекращающемся наркотическом безумии. Как при этом можно сделать запись такую точную, чистую и внятную –загадка. Вероятно, «наркотическое безумие» сильно преувеличено. Это как с персонажами Хемингуэя и Фицджеральда – герои вроде бы конченые алкоголики, а по факту – в одном баре выпил 30 грамм, в другом 30. И это называется у них «алкоголики». Так же, думаю, и с Black Sabbath. Первая вещь, Sabbath Bloody Sabbath вообще не похожа ни на что из того, что записано Sabbath прежде. Мажорный аккордовый рифф с тяжелым и сухим звуком, повествовательная линия куплета сменяется лирической частью, чем-то формально похожей на Changes, но не такую эстрадную, точнее, совсем не эстрадную, органично продолжающую жесткий куплет. Соло Айомми лаконичное и уводит в третью часть композиции, где включается зафузованный (fuzz) бас Батлера, самого «тяжелого» музыканта из всех четверых. Его рифф на опущенных (в хорошем смысле) струнах – trade-mark всего альбома, он и задает тон нового подхода к тяжелому, саббатовскому року и обещает в дальнейшем разнообразие. Оно и приходит. A National Acrobat – свинцовыми шагами, но не такими гротесковыми как в Iron Man рубит гитара с басом, линия голоса непривычно мелодична и все остальное так же непривычно-музыкально. Закрученный рифф вау-гитары в унисон с басом, драматическая вершина песни, двухголосье Осборна, психеделическое соло, разнесенное по панораме, вместо замогильного рока – рев чудовищ из космоса. И веселенький, мажорный, танцевальный финал со сменами ритмических рисунков, все в непрерывном развитии и все очень интересно. Воздушная пьеса Айомми Fluff в которой он играет на фортепиано, двух гитарах и клавесине – начать прослушивание с нее и не узнаешь, что за группа звучит – то ли Genesis, то ли Пол Маккартни. Далекая и угрожающая гитара открывает Sabbra Cadabra с крутейшей стерео-раскладкой, с диким темпом, драйвом, яркой мелодией и отличным пением Осборна. И – снова многочастевая композиция. Включается неожиданно оказавшийся в составе Black Sabbath Рик Уэйкман, заполняя и утяжеляя медленную часть синтезаторами – очень к месту, а кто сыграл там несколько фраз буги-вуги на фортепиано – он или Айомми – не очень понятно, но манера похожа на Уэйкмана. Все очень мощно и удивительно красиво. Killing Yourself To Live начинается вполне традиционным гитарным рок-риффом, но тут же разукрашивается вибрато гитары и мелодией Осборна, который – оппа! – поет не вместе с гитарой, как на предыдущих альбомах, а самостоятельно, свою мелодию. Сдвоенное гитарное соло опять уносит в космос. Рытье могил наскучило, группа стремится вверх. На этом альбоме группа уже взяла за правило каждую вещь конструировать из нескольких частей – и здесь тоже смена рисунков, переход в другое звуковое пространство, в другую мелодию – и не один раз. На горизонте возникают уже не могильные кресты, а громады оперных театров. Игра Осборна на синтезаторах – вместе с Батлером – вязкие, липкие длинные ноты тащат слушателя за волосы из болота в Who Are You – и вытаскивают его на свет божий в коротенькую фортепианную сюиту чтобы через несколько секунд снова заморочить осборновским синтезатором и его внутренним космосом. Айомми играет на гитаре, органе и флейте в скоростной, подхлестываемой барабанной дробью Looking For Today – песне, конечно же, тоже с лирическими отступлениями, акустической гитарой и сменой мелодии. Вступление а-ля Стив Хэкетт в Spiral Architect открывает торжественную, мажорную и тяжелую гитарную пьесу украшенную струнной группой и с отличной и широкой вокальной линией. Особорн на этом альбоме поет так, как не пел прежде – ну, просто хорошо. В песне есть и кивки в сторону The Who с их грандиозными операми, и плавность Moody Blues и тяжесть прежних Black Sabbath – и всего в меру. Это рубежный альбом. Black Sabbath первого розлива остался в прошлом, эта музыка никогда не будет прежней. Группа открыла «врата великих возможностей» и дальше будет играть все сложнее и сложнее, но – все музыкальнее и музыкальнее.