В современном производстве источников электропитания все большую популярность получают литиевые батареи, которые используются как в транспортных средствах, так и в различных мобильных устройствах. Сферы и области применения литиевых аккумуляторов в настоящее время только разрастаются. И никто не сомневается, что этот рынок увеличится до гигантских размеров.
Однако многих волнует утилизация не ради чистоты окружающей среды, а для восполнения возможной нехватки лития при повсеместном его использовании. Особенно, если учесть, что его переработка из вышедших из строя батарей пока не налажена никак. Всё же учёные задумываются над вопросами утилизации литиевых элементов.
Крупные компании все больше говорят о необходимости формирования экономической и технологической модели замкнутого цикла производства и переработки литиевых аккумуляторных материалов. Но пока это малоприбыльно и даже якобы возможное истощение ресурсов (редких металлов) мало поможет ускорить эти процессы. Потому что подорожание вдвое, например, самого лития увеличит стоимость литиевого аккумулятора лишь на 4%. А кобальт, при двойном возвышении его цены, вызовет рост источников питания, имеющих этот элемент в составе, всего на 3%.
А пока производителям выгоднее закупить природное сырье и клепать новые литиевые батареи чем заниматься их переработкой. Возможно до того времени, когда цена на литий поднимется на порядок и более.
Правда технологии переработки пока ещё никто толком не предложил, а существующие не догоняют потребности утилизации. Сколько на самом деле экологически грязного лития в литиевых батареях отлично объясняется в этом видео.
Существующие в современном мире способы даже утилизации не являются экологически чистыми. При обычной переработке литиевых аккумуляторов в получившемся шлаке остаётся литий, кадмий, алюминий, кальций и другие металлы в соединениях с иными химическими элементами, причём очень токсичными. Доставать их оттуда никто не собирается, весь этот шлак утилизируется простым способом – заливается бетоном. По этой причине переработка литиевых устройств – это не экологически чистый процесс.
К примеру, одна из компании представила свой метод утилизации литиевых батарей – их предложено было не нагревать, как обычно для утилизации, а охлаждать жидким азотом. В таком замороженном состоянии их можно растереть стальными жерновами до измельченной смеси. Получившийся состав разделяется специальными сепараторами, а затем из солей лития добывают металл. Это отличная схема переработки лития, но у неё один большой недостаток – огромные затраты энергии.
Можно воспользоваться более экономичным и простым способом – механическим измельчением литиевых батарей с последующим отделением нужных компонентов, входящих в её состав. Но данный метод обладает такими минусами:
- Высокая опасность возгорания, которая может привести к воспламенению содержимого литиевых аккумуляторов. Одна загоревшаяся батарея может спалить весь цех переработки. А локализовать такую ситуацию и тушить воспламенившуюся смесь очень сложная задача.
- Производительность подобных фабрик по возможной переработке литиевых аккумуляторов очень низкая. Такое предприятие потребует больших вложений, использования немалых территорий, произведёт много химически вредных отходов, но доходность их критически малая и недостаточная, чтобы хоть частично отработать утилизационный спрос.
По этим причинам литиевые аккумуляторные батареи не перерабатываются как свинцовые аккумуляторы. Последние относятся к отходам 2-го класса опасности, их тоже нельзя выбрасывать вместе с обычным мусором.
Всёже есть предприятия, которым удаётся даже заработать на переработке кислотно-свинцовых АКБ, они готовы платить 1,5 рублей (белорусских) за 1 кг веса аккумулятора или 30 копеек за 1А/ч его ёмкости. Закупленный таким образом свинец обходится дешевле в 2 – 3 раза, чем покупать его у металлургических предприятий.
Зато на данное время проблема экологической ситуации в области переработки литиевых аккумуляторов и первичных батарей не решена. Хотя, цены на литий круто поднялись только за этот год: с 10 у.е. прошлого лета, до 79 «зелёных» недавнего пика, за килограмм.
А вот точно узнать сколько именно ценных металлов находится в литий-ионной батарее 18650 ещё сложнее, чем его оттудова добыть. Людям остается выбрасывать литиевые аккумуляторные батареи в мусор, что является нарушением и загрязняет окружающую среду.