"Револьвер будет поставлен в порядок дня": как исключали Троцкого и Зиновьева из ЦК?

975 прочитали

23 октября 1927 года Объединённый пленум ЦК и ЦКК ВКП(б) принял постановление об исключении Троцкого и Зиновьева из Центрального комитета партии. К этому всё шло долго: уже с 1926 года оппозиционная борьба в ВКП(б) приняла острейший характер. ЦК вопреки существовавшей традиции стал запрещать меньшинству открыто печатать свои документы, на пленумах вошел в традицию взаимный обмен оскорблениями, ближе к осени 1927 года стороны уже прямо обвиняли друг друга в стремлении к расколу (лозунг "второй партии") и работе на внутреннюю и внешнюю буржуазию (лозунг "третьей силы"). Хотя куда реальнее была описанная Зиновьевым опасность грядущей войны с западной буржуазией...

Троцкий и Зиновьев среди членов Левой оппозиции, 1927 год
Троцкий и Зиновьев среди членов Левой оппозиции, 1927 год

Логично, что Октябрьский (1927) Пленум прошёл в максимально жёсткой обстановке. Оппозиционным ораторам натурально не давали говорить, выступавшие обменивались взаимными оскорблениями в стиле "меньшевик!", "врёшь!", "шарлатаны, мистификаторы!", "ты с ума сошёл" и так далее. Не обошлось и без физического воздействия. Во время одного из выступлений Троцкого сидевший в зале сталинский сторонник Емельян Ярославский запустил в того книгой контрольных цифр развития народного хозяйства СССР. И хоть Ярославский не попал, но в воздухе явно витало напряжение.

Немудрено, что внутрипартийный конфликт получил разрешение в виде постановления пленума об исключении вождей оппозиции из ЦК. Чуть позже, в ноябре, Зиновьев и Троцкий были лишены и партбилетов. А в декабре Сталин потребовал от них прямого отказа как от борьбы, так и от взглядов. Правда, среди воинственной риторики на Октябрьском пленуме имелись и трезвые оценки. Одну из них дал кандидат в члены ЦК Валериан Осинский. Преодолевая царивший в зале пленума шум, он сказал во многом пророческие слова:

"Я должен ещё добавить, что, по моему глубокому убеждению, такими постановлениями той свары, которую мы имеем в партии и которая партию разлагает, мы отнюдь не изживём. Мы идём вперёд к очень плохим временам, и.… если мы ещё немного дальше пойдем по этому пути, то револьвер будет у нас поставлен в порядок дня"

К сожалению, большинство участников Октябрьского пленума 1927 года, что со стороны оппозиции, что со стороны большинства, лет через десять испытали на себя поставленный в порядок дня револьвер. О причинах этого написано немало книжек. Но рассказанная выше история должна научить нас только одному - такие методы полемики внутри коммунистического движения недопустимы и больше не должны повториться!