Мароны (по-французски – горцы) появились еще в 16 веке, почти сразу же после того, как в испанские и португальские владения Нового света начали завозить чернокожих рабов. Кто-то бежал от тяжелого труда на плантациях, кто-то оказывался на берегу в результате кораблекрушений у островов Карибского моря. Они объединялись в свободные общины в глухих труднодоступных местах, управлялись выборными вождями и старейшинами. Нередко взаимодействовали с индейцами, роднились с ними, перенимали их уклад жизни и главное – военную тактику, которую они использовали в борьбе с колониальными властями.
Скажем сразу, племенами в обычном смысле слова эти группы бывших черных рабов, бежавших с плантаций в труднодоступные места обеих Америк, называть не совсем точно. Это были скорее общины свободных людей, в которые могли входить представители различных африканских племен, хотя бывало, что большинство в общине составляли выходцы из какого-то одного племени далекой Африки.
Жизнь их проходило в постоянных военных столкновениях: то отражали нападения колониальных войск, то совершали набеги на хозяйства белых плантаторов.
Некоторые общины не могли долго противостоять белым: погибали, уходили на новые места, либо превращались в кочевников без определенной территории проживания. Другие просуществовали долгое время, третьи дожили до наших дней. Из всего многообразия маронов, мне бы хотелось выделить три группы – ямайскую, племя «черных семинолов» и «республику» Палмарис. О «черных семинолах» и Палмарисе будут следующие статьи.
А сегодня наш рассказ Ямайке.
Подветренные мароны
Первые небольшие общины беглых рабов появились на Ямайке еще при испанском владычестве. Черные рабы обычно бежали вглубь острова, где еще оставалось индейское население, которую называют Голубые горы.
Их численность резко увеличилась в 1655 году, когда захватившие остров англичане изгнали оттуда испанцев. Освободившиеся от испанского гнета черные рабы устремились в Голубые горы. Так сформировалась крупная община Наветренных или западных маронов.
Британия, не имея достаточно войск и белого населения не могла установить контроль над всем островом, и местные власти были вынуждены до поры до времени мириться с существованием свободных черных общин. Тем менее, последующие 76 лет происходили постоянные стычки и взаимные нападения, восстания рабов на плантациях, которых поддерживали дети и внуки бывших невольников Голубых гор.
Наветренные мароны
В 1673 году восставшие рабы Сент- Энна создали свою общину. Другую общину на северо-востоке создали малагасийские невольники, освободившиеся в результате кораблекрушения. В течение ближайших лет эти общины постоянно пополнялись беглыми рабами. Так возникла крупная и воинственная группа Наветренных или восточных маронов. Особенно усилились Наветренные мароны, когда к ним в 1690 году присоединилось 400 повстанцев с плантации Саттона.
Как и их собратья с подветренной стороны острова, они занимались сельским хозяйством, гончарным делом, ткачеством. Хотя в условиях постоянной военной угрозы это было непросто.
1-я Маронская война
Вялотекущая фаза конфликта бывших рабов с белыми плантаторами продолжалась до 1728, когда новый губернатор Ямайки – Роберт Хантер решил покончить с ними раз и навсегда. Были собраны значительные по местным масштабам силы белых ополченцев. Прибыл дополнительный британский воинский контингент. Начались полномасштабные боевые действия, известные как 1-я Маронская война.
К тому времени у маронов уже сложилась своя структура управления, во главе с вождями и военными предводителями.
У восточных маронов особым почетом пользовались «королева» Нэнни и вождь Куао. Нэнни мароны считали обладающей сверхъестественными силами, которые помогают им побеждать. Происхождение ее точно неизвестно, считается, что она родом из Ганы, но никогда не была в рабстве.
Западными маронами управлял прославленный вождь Каджо.
Мароны использовали в этой войне партизанскую тактику набегов, засад, быстрых атак и отходов.
Так в 1729 году один из военных командиров «королевы Нэнни» Джеддо совершил рейд на город Порт-Антонио. При отходе из города (мароны понимали, что удержать города белых колонистов им не под силу) его попытался перехватить британский отряд лейтенанта Соупера. Но преследовавшие Джеддо британцы попали в ловушку, устроенную маронами запада, и еле спаслись.
Через год Соупер, собрав крупные силы, попытался вновь атаковать маронов, но был разгромлен отрядами «королевы» Нэнни и Куао.
После этого британцы были вынуждены усилить войска губернатора Хантера еще двумя армейскими полками. В 1732 году Хантер направляет против Наветренных маронов три хорошо подготовленных отряда, которые занимают городок Нэнни-таун. «Королева» Нэнни отвела свои силы в Голубые горы – к Подветренным маронам. Однако захват городка ни к чему не привел – удерживать его в окружении враждебных партизан, которые перекрыли все пути снабжения было с каждым днем все сложнее, и британцы оставили Нэнни-таун. Мароны вернулись обратно.
Победы маронов вызвали воодушевление у рабов плантаций северо-востока Ямайки. Они поднимали восстание за восстанием и либо присоединялись к существующим маронским отрядам, либо действовали самостоятельно. Округа Портленд и Сент-Джордж превратились в арену постоянных сражений и стычек
В 1734 году объединенные отряды Нэнни и вождя Подветренных маронов Каджо, действуя совместно, нанесли поражение капитану Шелтвуду, освободили рабов и захватили хорошо укрепленный форт. Затем мароны победным маршем двинулись на запад. В результате смелого рейда вождя Каджо сотня его воинов захватила военные казармы.
Начались нападения на поселения в прибрежной зоне, мароны громили плантации и поместья, освобождали рабов. Колония несла большие потери и в людях, и в экономике (из-за падения экспорта сахара). Существовала реальная угроза британской власти на Ямайке.
На острове к тому времени уже сменился второй губернатор с начала войны. Новоприбывший губернатор Джон Грегори стал подумывать о мире.
В 1739 году колониальные власти подписали мирный договор с вождем Подветренных маронов Куджо. А через год под давлением Куджо на мир согласились и лидеры Наветренных маронов «королева» Нанни и вождь Куао.
Согласно этим договорам пять основных поселений-общин маронов получали автономию и право жить по своими законам, подчиняясь своим правителям, освобождались от налогов (этот пункт имел интересное продолжение в наше время, но об этом чуть ниже).
От маронов требовали лишь защищать остров с случае нападения и не укрывать беглых рабов (этот пункт договора привел к расколу между маронами и чернокожими рабами Ямайки).
После этого полсотни лет серьезных стычек у маронов с властями Ямайки не было. Но продолжающийся захват земель под плантации и рабовладение не могло не привести к конфликту.
2-я Маронская война
Он произошел в 1795-1796 гг. и получил название 2-й маронской войны. На этот раз британцам противостояли не объединенные отряды маронов, а только одна община Подветренных маронов городка Трелони-таун.
Поводом к ней послужил инцидент – двух маронов, уличенных в краже свиней, выпороли. Вожди Подветренных маронов пришли к британцам, с претензиями, но были арестованы. Началась кровопролитная война.
Пяти тысячам британских военных противостояло всего 500 воинов Трелони-тауна. Остальные маронские общины их не поддержали.
Тем не менее, используя горную местность мароны Трелони-тауна смогли вести активные боевые действия с августа по декабрь 1795 года.
Новый договор, который был подписан генералом Уолполом и вождями Трелони-тауна обязывал повстанцев явиться 1 января и на коленях просить прощения, после чего их переселят в другие части Ямайки. Договор так же требовал выдать всех беглых рабов и не укрывать их в будущем. Часть маронов согласилась на эти условия, но большинство отказалось и продолжало борьбу до марта 1796 года.
В конце концов восстание было разгромлено. Маронов Трелони-тауна переселили в Канаду, а потом часть вернули в Западную Африку.
Ямайские мароны сегодня
Маронские общины сохранились на Ямайке по сегодняшний день. И по сей день сохраняют некоторую автономию.
Остались и поселения маронов: Акомпонг-Таун, Мур-Таун, Чарльз-Таун и Скоттс-Холл. Они так и владеют землями, выделенными им в соответствии с договорами 1739-1740 годов с Англией.
Мароны продолжают придерживаться своих традиций, корни которых в Западной Африке. Они сохранили многие древние африканские праздники и церемонии., некоторые из которых тщательно скрываются от туристов, и даже других ямайцев.
Во всем остальном они доброжелательны к приезжим. Подветренные мораны самого крупного поселения Акомпонг-Таун предлагают туристам экскурсии по поселку. Ежегодно 6 января здесь проходит празднование подписания мирного договора с Британией после 1-й маронской войны. А Мур-таун у подножия Голубых гор включен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО за самобытную музыку.
Интересные факты
1. Как мы уже рассказывали, часть маронов была переселена на историческую родину, в английскую колонию Сьерра-Леоне в Западной Африке. Много лет они упорно пытались вернуться обратно на Ямайку. Вначале им отказывали, но в 1839 году первая партия все же вернулась на свою ямайскую родину. Всего из Западной Африке на Ямайку вернулась треть депортированных и их потомков.
2. После переселения жителей Трелони-тауна опустевшие земли вновь заняли беглые рабы, что не приветствовалось старыми маронами. Более того, многие мароны помогали белым в борьбе с ними. Тем не менее вплоть до отмены рабства эта территория оставалась головной болью для колониальных властей: они периодически направляли туда карательные экспедиции, но после их ухода вновь появлялись свободные общины.
3. Уроженец Ямайки Дюк Вин, создатель современных электронных музыкальных систем в 60-годы прошлого века подал в суд в Великобритании требуя вернуть ему уплаченные прежде налоги, так как по договору 1739 года мароны освобождены от них. И выиграл процесс. Более того, положения этого договора признаются и на Ямайке после получения независимости в 1962 году.